Директор Грузино-российского общественного центра имени Е.М. Примакова Дмитрий Лорткипанидзе на полях научно-образовательной программы «Кавказский диалог» в беседе с GEнацвале оценил положение Грузии во времена мировой и региональной «турбулентности».
— Несмотря на все заявления властей о проевропейской политике Грузии, правящая партия «Грузинская мечта» старается придерживаться нейтральной позиции как по отношению к ЕС, так и по отношению к России, отстаивая при этом национальные интересы государства.
Как Вы думаете, получится ли дальше сохранять политику нейтралитета в условиях, когда Грузии могут предоставить статус кандидата в ЕС?
— Это очень интересный вопрос, исходя из того, что Грузия стремится взять какую-то золотую середину, потому что идет переформатирование мирового порядка. Цивилизационная война глобального запада против России на территории Украины обуславливает новые правила игры. Вы не должны забывать, что Грузия находится на перекрестке двух цивилизаций: западной национальности и восточной мудрости.
Грузия не может принадлеать одному военно-политическому блоку. Грузия должна стать железобетонными гарантиями, мостом между геополитическими центрами. Грузия должна стремиться стать не членом Евросоюза или Североатлантического военнополитического блока, а гарантом того, чтобы она могла коммуницировать и с глобальным Югом, и с глобальным Востоком и Западом.
Грузия должна избрать соседнеческую, рациональную политику, что нам предоставляется благодаря участию в формате «3+3».
— В плен к российским военным попали два гражданина Грузии, воевавшие в составе «Иностранного легиона». По заявлениям грузинских властей, они не в праве вести переговоры о возвращении военных на родину, так как Грузия не является стороной конфликта. По их мнению, такими вопросами должны заниматься украинские власти или международные организации, такие как «Красный крест».
Возможно ли, что Россия экстрадирует граждан Грузии на родину, если они обязуются больше не отправляться в зону боевых действий? Ведутся ли какие-либо переговоры об их возвращении?
— Как мне известно, никакие переговоры пока не ведутся. Дело в том, что статус военнонаемного на чужой войне не предусматривается [защищается] какими-либо конвенциями. Данный вопрос решается по доброй воле властей Российской Федерации. Я думаю, если нам, Грузино-российскому центру общественных отношений имени Е.М.Примакова, предоставится возможность похадатайствовать, конечно, мы бы похадатайствовали для того, чтобы возвратить граждан Грузии обратно в грузинское государство при каких-то условиях.
Мы малочисленный народ, мы дорожим каждым представителем нашего гражданского общества, тем более когда речь заходит о молодых. Я думаю, если понадобится, если будет возможным предоставить ходатайство перед властями, то на уровне гражданской дипломатии мы это сделаем.
— Дядя экс-президента Михаила Саакашвили Темур Аласаниа заявил, что «территории, захваченные силой, невозможно вернуть через мирные заклинания». В данном случае Аласаниа намекал на то, что в планах партии «Единое национальное движение» после прихода к власти — возвращение Абхазии и Цхинвальского региона (Южная Осетия — ред.) силовым методом.
Как Вы думаете, насколько реально повторение войны и разрешение территориального конфликта силовым методом?
— Никаких боевых действий на этих территориях не последует. Ни в коем случае, потому что это то же самое, что поднимать руку на собственных граждан.
Такие провокации мы уже видели и, конечно, со слов господина Темура Аласаниа, который является ярким представителем спецслужб глобального Запада, совершенно понятно, куда дует ветер, и что этим он хочет сказать.
Фактически, он этими словами хочет спровоцировать нашу общественность, потому что все видят, что в данный момент наши власти делают все возможное, чтобы предотвратить какие-либо провакационные действия.
Фактом подтверждения этому служит тот момент, что грузинские власти отказались открывать какой-либо второй фронт против Российской Федерации или применить какие-либо санкции. Пока это удается грузинскому правительству, это, конечно, злит наших «заклятых друзей», которые провоцируют своих адептов в лице Темура Аласаниа.