О «списке Блинкена» и о включении Азербайджана в список стран «особого наблюдения за свободой вероисповедания», об усиливающемся давлении Франции и Европарламента на Баку, о выступлении министра иностранных дел России Сергея Лаврова, а также о текущих событиях в регионе Южного Кавказа корреспондент pressunity.org побеседовал с политологом, публицистом, руководителем Каспийского центра пространственного анализа Ильгаром Велизаде.
— Почему США выбрали религиозный фактор в качестве мотива для давления на Азербайджан?
— Азербайджанское общество многоконфессиональное и полиэтничное. Поэтому такой шаг США для нас не совсем понятен. Однако с точки зрения политической подоплеки, которая находится в основе предвзятого отношения, приходится констатировать, что за этим стоят определенные политические интересы и армянское лобби. У США есть свои долгосрочные интересы в нашем регионе, и они связаны с сотрудничеством с Азербайджаном и со странами региона, которые и определяют политическую повестку. Когда же Государственный департамент становится инструментом в руках лоббистских сил, то происходит эрозия долгосрочных интересов США в регионе. За такими действиями стоит предтеча провала политики в этом направлении. Достаточно вспомнить пример Франции, которая оказалась инструментом в руках политических сил этнического меньшинства, которое формирует повестку Франции в отношении Азербайджана и целого региона. Это очень печальная ситуация. Тем же путем идет сегодня США. На выходе мы имеем утрату доверия и авторитета.
— Стоит ли ждать усиления давления на Азербайджан на фоне президентских выборов в стране? Насколько показательно то, что Европарламент отказался участвовать в мониторинге выборов?
— Европарламент абсолютно не понимает характер международно-политических отношений. Европарламентарии говорят о том, что необходимо ограничить сотрудничество с Азербайджаном в энергетической сфере. Это полный абсурд. Эти люди даже не понимают, о чем говорят. Поэтому их решение тоже неадекватное. Эти самые европарламентарии неоднократно пытались принять резолюцию, которая бы ограничивала отношения Азербайджана с европейскими странами и накладывала бы эмбарго на экспорт азербайджанских энергоносителей. 20% азербайджанской нефти формируют итальянский рынок. Примерно 20% газа поступает на европейский рынок. Я уже не говорю о транзитных поставках и т.д. В значительной степени Азербайджан формирует энергетическую карту Балканского полуострова, решая вопросы энергетической безопасности этого региона. Так что эти заявления абсолютно неадекватны и непонятны. Своим решением они выступают не только против Азербайджана и правительства, но и против всего общества. Это не политические, а абсолютно топорные действия. Поэтому я считаю, что мы и без их представителей обойдемся.
— Для чего Франция, Индия и другие страны вооружают Армению? И почему критика в отношении Азербайджана не утихает?
— Эти страны рассматривают Армению частью своей региональной стратегии. Армения является удобным элементом для реализации стратегий этих стран. Армянское политическое руководство выступает в качестве пластилина, при помощи которого можно реализовывать свои геополитические проекты. Поэтому для Франции Армения является условием для вовлечения в наш регион. К сожалению, это происходит деструктивным путем. Франция не участвует ни в каких позитивных проектах, выделяя только деньги на вооружение. При этом нужно отметить, что так или иначе данное вооружение будет использовано против соседей. То же самое можно сказать и про вооружение из Индии. Это разные стратегии, но они соединяются в Армении, поскольку это удобная площадка. Политическое руководство Армении торгует своей площадкой для того, чтобы реализовать свои интересы, в том числе по отношению к России. Это достаточно сомнительная политика с точки зрения результативности. Это не даст никаких козырей Армении, а, наоборот, она будет лишь использоваться как плацдарм для деструктивных действий против соседей. Франция пытается использовать Армению для закрепления в регионе, однако эти попытки не приносят никаких результатов.
Армения понимает, что ни с точки зрения экономического потенциала, ни с точки зрения военного потенциала никому не нужна. Но как плацдарм для реализации этих целей она вполне подходит и может торговаться этим со своими традиционными союзниками, которые не уделяют ей (по мнению Армении) должного внимания. К большому сожалению, это вносит большой деструктив в региональную политику. Мы не хотели бы, чтобы ситуация развивалась по этому сценарию. Мы хотели бы, чтобы в нашем регионе установился прочный и окончательный мир.
— Как бы Вы охарактеризовали состояние армяно-российских отношений? В том числе недавнее выступление Министра иностранных дел России Сергея Лаврова?
— Основная цель Франции и США заключается в том, чтобы вытеснить Россию из Армении. Россия этим фактом недовольна и прямо в лицо Лавров заявляет о том, что армянское политическое руководство ориентировано на Запад и что России это не нравится. Армянское политическое руководство, вовлекая западных участников в региональные процессы, пытается их тормозить. Это видение российской стороны. С другой стороны, он сказал о том, что российская сторона не видит альтернативы коридору, который соединяет Азербайджан и Нахичеванскую автономную республику Азербайджана. С его слов можно было понять, что Россия поддерживает позицию Азербайджана. Лавров постоянно говорил о том, что основная причина, по которой этот коридор не формируется, заключается в позиции Еревана, который прислушивается к своим западным друзьям.
Лавров также заявил и о том, что Россия добивается подписания мирного договора на российской площадке. Баку не возражает, а Ереван против. С другой стороны, Россия против, чтобы этот договор был подписан на западных площадках. Кстати, мы тоже против того, чтобы договор был подписан на западных площадках, потому что мы видим, как себя ведут наши западных модераторы.
Можно отметить, что определённая точка совпадения у нас с Россией есть и в части, касающейся Зангезурского коридора. Лавров говорил о том, что, согласно трехстороннему заявлению, безопасность движения должна обеспечиваться российской пограничной службой ФСБ. А президент нашей страны недавно на встрече с журналистами тоже сказал, что мы договаривались о том, что безопасность должна обеспечивать российская пограничная служба ФСБ и что Армения переигрывает эту ситуацию.