Главные действующие лица на политической арене Грузии закончили представление своих избирательных списков, которыми, с одной стороны, крайне удивили как собственных сторонников, так и нейтральных избирателей, а с другой – разочаровали их. У оппонентов же укрепили веру в то, что победа на выборах останется именно за ними. Во всяком случае, именно в таком тоне делали заявления представители той или иной партии после регистрации партийных списков в ЦИК.
Наибольшее удивление и недоумение в грузинском обществе вызвали экс-президент Михаил Саакашвили и его «Национальное движение», которые неожиданно для всех первым номером своего партийного списка назвали актера Вахтанга (Бубу) Кикабидзе. И это при том, что до последнего момента первым номером избирательного списка «Нацдвижения» числился бывший кандидат в президенты от объединенной оппозиции и бывший министр иностранных дел правительства Саакашвили Григол Вашадзе. А на пост премьера «Национальное движение» и объединившиеся вокруг него более мелкие партобразования собираются выдвинуть самого Михаила Саакашвили, гражданина Украины, человека, преследуемого либо уже осужденного грузинским правосудием за совершенные в период его правления преступления. Как собирается сделать такие политические перестановки и претворить в жизнь собственные планы партия экс-президента, со стороны понять очень трудно, а объяснять что-либо кому либо в «Нацдвижении» и не стремятся. Лишь уверенно заявляют, что зарегистрировали в ЦИК тот самый список, который принесет победу им и только им.
Жирную точку на этом партсписке объединенной оппозиции поставил сам экс-президент Саакашвили, который в своем очередном предвыборном обращении к соратникам и сторонникам заявил: «Это самый лучший пропорциональный список, когда-либо представленный в истории современной Грузии. Наш список укомплектован профессиональными, опытными людьми, патриотами и молодежью. Возглавляет список Буба Кикабидзе – человек, который не продался ни олигарху, ни его русскому властелину».
Среди остальных членов партсписка «Нацдвижения» Саакашвили выделил генерала Дэви Чанкотадзе, которому ранее сам присвоил звание национального героя Грузии.
Интересно, что к рядам «Национального движения» вновь примкнул бизнесмен Каха Окриашвили, тот самый, который был неизменным мажоритарным депутатом в парламенте 6-го, 7-го, 8-го и 9-го созывов, причем, с 2004 по 2016 год являлся ярым сторонником «Нацдвижения», но на парламентских выборах 2016 года предстал уже как мажоритарный кандидат от «Грузинской мечты». Политическую ориентацию Окриашвили в очередной раз поменял, точнее вернул себе старую ориентацию, влившись обратно в ряды ЕНД, незадолго до начала нынешней предвыборной гонки.
«В нашем списке есть люди, которые в прошлом были оппонентами «Единого национального движения». Это коалиционный список, который сумеет вывести страну из тяжелого положения. Я не сомневаюсь в нашей победе», – уверенно заявил Михаил Саакашвили.
Уверены в собственной победе на выборах и члены «Европейской Грузии», одного из самых крупных ответвлений некогда «Единого национального движения», костяк которой сегодня составляют бывшие лидеры ЕНД, некогда соратники Саакашвили, а сегодня его оппоненты и критики. Правда, критика экс-президента особого авторитета его бывшим однопартийцам не добавила и политической реабилитации в новом статусе и под новым названием никак не способствовала. Тем не менее, в победе уверены и они. Интересно и то, что под крылом «Европейской Грузии» объединились бывшие соратники «Грузинской мечты» из партии «Свободные демократы», что лишь негативно сказалось на имидже самих «демократов». После ухода из политики бывшего министра обороны правительства «Грузинской мечты» Ираклия Аласания учрежденная им и его соратниками-дипломатами партия практически осталась без костяка лидеров, и поредевшие «Свободные демократы» выбрали своей политической опорой именно «Европейскую Грузию».
Представила свой список из 150 человек и избирательную программу правящая «Грузинская мечта», но и она ничем новым и особенным общество не удивила. В состав партийного списка вошли члены нынешнего парламента, представители аппарата правительства, парламента, люди, занятые в различных госструктурах, которых в правящей партии считают своими надежными и верными соратниками, а, может, и послушными исполнителями. Такими, которые в «острый и решающий момент» не пойдут против воли центрального руководства партии и большинства, как в парламенте нынешнего созыва это сделали многие уже бывшие депутаты от «Грузинской мечты».
По мнению грузинского эксперта Заала Анджапаридзе, представленный правящей партией список из 150 человек, если не считать ранее названной первой двадцатки во главе с премьер-министром Гахария, не оставляет поля для суждения, так как в основной массе – это так называемые «технократы», «серые лица».
«В этом списке есть люди, которые уже представляли «Грузинскую мечту» в парламенте, и общество хорошо знает их положительные и отрицательные стороны. Но есть и люди среднего звена, работники аппарата парламента, различных исполнительных структур, которые ничем особенным обществу не запомнились, за которыми никаких особенных достижений не числится. Возможно, они профессионалы своего дела. Это список технократов, которых выбрали по принципу партийной верности, учитывая опыт парламента предыдущего созыва, когда из-за определенных разногласий «Грузинская мечта» фактически треснула как политическая организация и лишилась ряда ведущих депутатов, которые стали ее оппонентами и нанесли ей, хотя и небольшой, но определенный политический и репутационный ущерб», – заявил в беседе с корреспондентом «Пресс-клуба Содружество» Заал Анджапаридзе.
Он предполагает, что эти люди будут заниматься своими отдельными отраслями, писать законы, но политику определять эти «серые, блеклые лица» не смогут. Локомотивом «Грузинской мечты» на предстоящих выборах, по определению эксперта, выступит первая пятерка ее партийного списка во главе с премьером Гахария, и конечно, председатель партии Бидзина Иванишвили, которые должны будут потянуть за собой остальную «серую массу» этого списка.
Что касается списка «Национального движения» и объединившейся вокруг него оппозиции, выдвижение первым номером этого списка актера Бубы Кикабидзе, по мнению Заала Анджапаридзе, является индикатором агонии этой партии.
«Это решение трудно оценить с точки зрения адекватности, потому что отношение к этому человеку (Кикабидзе) в грузинском обществе неоднозначное. С одной стороны, он известный артист, но с другой стороны, он был участником свержения Звиада Гамсахурдия. Интересно, как собирается «Национальное движение» предстать с этим списком в Самегрело, где позиции звиадистов (сторонников и соратников экс-президента Звиада Гамсахурдия) очень сильны? Какой сигнал посылает обществу, ставя во главу списка человека без политического опыта и с противоречивой биографией? И еще вопрос, кого собирается «Нацдвижение» выдвинуть премьером? Уже ясно, что Саакашвили премьером быть не может. Скорее всего, кандидатом в премьеры должен стать первый номер партийного списка. Интересно, как собирается «Нацдвижение» решать этот вопрос», – заявил Заал Анджапаридзе и подчеркнул, что этот шаг соратников экс-президента Саакашвили был очень непродуманным.
Остальная масса списка «объединенной оппозиции», по определению эксперта, – это старые, приснопамятные лица, отношение общества к которым однозначно негативное. А на фоне отсутствия новых лиц ведущие позиции в списке ЕНД заняли бывшие члены коалиции «Грузинская мечта» – Губаз Саникидзе, Тамар Кордзая и другие.
«Эта метаморфоза – индикатор низкой политической культуры и выхолащивания принципов из политики», – отметил З. Анджапаридзе.
По определению эксперта, не видно серьезных признаков ребрендинга и в рядах «Европейской Грузии», которая по-прежнему представлена в избирательном списке костяком старых, запомнившихся обществу с негативной стороны политиков.
Более или менее сбалансированным считает Заал Анджапаридзе список партии банкиров «Лело», так как в его состав вошли хотя и малознакомые широкому обществу, но люди с чистой биографией. Предполагает, что «Лело» сумеет пройти в парламент и, возможно, создать свою фракцию, но не сможет набрать достаточно мандатов для того, чтобы заявлять претензию на создание коалиции с кем-либо.
Следующий парламент Грузии, который население будет выбирать 31 октября, обещает быть достаточно пестрым по своему политическому составу. Но очевидно, что новизны и коренных перемен политической жизни страны он не принесет. Если, конечно, итоги выборов удовлетворят основных политических игроков и если события в стране в очередной раз не выльются в новый революционный сценарий.