Шестой день по всей линии соприкосновения идут ожесточенные бои. С первого дня своей агрессии Азербайджан начал обстрел Степанакерта и других населенных пунктов Нагорного Карабаха, в результате которого есть большое количество жертв среди мирного населения.

При этом Баку не ограничивается лишь боями в Арцахе, и уже начал переносить боевые действия на территорию Армении. Так были обстреляны Варденис и некоторые села Гегаркуникской области, в результате чего есть погибшие и раненые мирные жители. Около Вардениса турецким Ф-16 был сбит армянский Су-25. А уже в ночь с четверга на пятницу силы ПВО Армении сбили около Еревана 4 беспилотника.

Следует отметить, что крупная эскалация в зоне карабахского конфликта была ожидаема. Учитывая неурегулированность конфликта, крайнюю чувствительность вопроса для двух народов, для которых конфликт давно стал не только внешнеполитической проблемой, но и главной внутриполитической, что исключает возможность каких-либо компромиссов в вопросе статуса Нагорного Карабаха. На этом фоне Баку регулярно заявлял о своем намерении и готовности решить конфликт силовым путем, что не находило должной реакции со стороны стран-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (США, Россия и Франция).

Свою лепту в нынешнюю эскалацию внесли и события в июле этого года на армяно-азербайджанской границе в Тавуше. Потеряв в ходе этих событий важную позицию и понеся несоразмерные с армянскими потери, Азербайджан был вынужден под давлением российской стороны пойти на прекращение огня. При этом сразу после Тавушских событий Ильхам Алиев и азербайджанское руководство начали резко критиковать российские власти, в частности за якобы крупные поставки оружия Еревану, а также начали демонстративно еще более тесно сотрудничать с Турцией в военной сфере.

Следует отметить и внешнеполитический фон нынешней эскалации. Вероятно, Баку решил, что международная обстановка благоприятствует для начала крупномасштабных боевых действий с целью силового решения конфликта, так как все глобальные игроки заняты своими проблемами. В США идет ожесточенная предвыборная гонка и внутренние конфликты, Россия поглощена Белоруссией и проблемами из-за дела Алексея Навального, а ЕС и так был самым слабым и пассивным игроком в карабахском вопросе. Вероятно, в Баку учли и события вокруг Греции и Кипра, что ЕС не смог оказать серьезное давление на Турцию для защиты интересов своих членов.

К этому добавляется активная поддержка действий Азербайджана со стороны Турции, считающей, что новая война в Карабахе позволит ослабить позиции России в регионе, что автоматически приведет к усилению позиций Анкары. За последний год риторика Турции в карабахском вопросе резко изменилась, что впервые ярко проявилось во время Тавушских событий. Если ранее Анкара заявляла лишь о поддержке действий Баку, то начиная с июльских событий высшее руководство Турции озвучивает готовность открыто вмешаться в конфликт на стороне Азербайджане, если будет соответствующее обращение со стороны азербайджанских властей.  А пока Турция оказывает поддержку Азербайджану с помощью своей авиации, и самое главное – тысяч боевиков-исламистов, переброшенных из Сирии и Ливии.

При этом если в первые два дня заявления армянской стороны об участии в боях боевиков-исламистов воспринимались как средство информационной борьбы, то затем о вербовке Турцией в Сирии боевиков и их переправке в Азербайджан для войны в Карабахе сообщили ведущие мировые СМИ (Reuters, Би-би-си и др.), а затем эту информацию начали подтверждать и власти стран-сопредседателей и сосед по региону.

Первым выступил с заявлением относительно переброски иностранных наемников в зону нагорно-карабахского конфликта МИД РФ. “По поступающим сведениям, в зону нагорно-карабахского конфликта осуществляется переброска боевиков незаконных вооруженных формирований, в частности из Сирии, Ливии, в целях непосредственного участия в боевых действиях.

Глубоко озабочены этими процессами, которые ведут не только к еще большей эскалации напряженности в зоне конфликта, но и создают долговременные угрозы для безопасности всех стран региона”, – говорится в комментарии Департамента информации и печати МИД России.

Затем пресс-секретарь МИД Ирана Саид Хатибзаде заявил, что: “Исламская Республика Иран ни в коем случае не допустит, чтобы террористические группировки превратили прилегающие к северным границам нашей̆ страны районы в угрозу нашей национальной безопасности. Перенос столкновений на Кавказ приведет к гораздо большей̆ катастрофе, чем карабахский конфликт”.

В четверг президент России провел совещание с постоянными членами Совета Безопасности. “Особое внимание уделено ситуации на линии соприкосновения в зоне нагорнокарабахского конфликта, вновь выражена крайняя обеспокоенность в связи с продолжающимися боями, отмечена крайняя опасность в регионе, связанная с переброской в него боевиков из Сирии и Ливии”,- говорилось в сообщении пресс-службы Кремля.

А затем уже президент Франции Эммануэль Макрон по прибытии в Брюссель, где проходит саммит Евросоюза, заявил: “Мы располагаем точной информацией, которая указывает на то, что сирийские боевики покинули поле боя в Газиантепе (южно-турецкая провинция, чтобы присоединиться к боевым действиям в Карабахе. Это очень серьезно. В ближайшие часы мы обсудим это здесь на саммите”.

Накануне президенты России, США и Франции выступили с совместным заявлением по Нагорному Карабаху, в котором  “самым решительным образом осуждают эскалацию насилия, имеющую место на линии соприкосновения в зоне Нагорно-Карабахского конфликта” и призвали “к немедленному прекращению боевых действий между вооружёнными силами участвующих сторон”. “Мы также призываем руководителей Армении и Азербайджана незамедлительно взять на себя обязательства добросовестно и без выдвижения предварительных условий возобновить переговоры по существу урегулирования при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ”, – говорилось в заявлении.

При этом примечательно, что входящая в Минскую группу Турция резко негативно отнеслась к призывам президентов России, США и Франции остановить боевые действия в Нагорном Карабахе и возобновить переговорный процесс. “Продолжающиеся призывы сопредседателей к прекращению огня неприемлемы. Решение проблемы придёт вслед за выводом войск Армении с территории Азербайджана. Наши братья в Азербайджане вынуждены сегодня сами решать свою проблему. Для нас неважны призывы стран, игнорирующих факт оккупации”, – заявил президент Турции Реджеп Эрдоган.

На деструктивные и подстрекательские заявления высшего руководства Турции сначала ответила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. “Продолжающееся кровопролитие необходимо незамедлительно остановить. На фоне этих драматических событий считаем контрпродуктивными и безответственными любые воинственные заявления и действия третьих сторон, которые могут спровоцировать дальнейшую эскалацию, чреватую дестабилизацией положения в Закавказье, что может иметь самые непредсказуемые последствия”, – сказала она на брифинге.

Как отмечают власти Армении и Арцаха, главную роль в нынешней эскалации играет Турция. И судя по этим заявлениям и процессам в регионе, сейчас для прекращения огня нужно вести переговоры даже не с самим Баку, а с Анкарой. Которая решила за счет Азербайджана продвигать свои интересы в регионе Южного Кавказа и доказать великим державам, что может с ними говорить на равных.  При этом не обладая достаточными ресурсами для этого, Эрдоган пытается компенсировать этой агрессивностью и напором.

Однако, как показали последние телефонные переговоры глав МИД России и Турции, Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу сделали совершенно разные выводы из одной и той же беседы. И если в сообщении российского МИД говорилось, что “Министры выразили серьезную озабоченность продолжающейся вооруженной конфронтацией, высказались за немедленное прекращение боевых действий. Подчеркнута недопустимость вовлечения в конфликт боевиков незаконных вооруженных формирований из других регионов. Отмечена востребованность предельно взвешенных шагов в плане оказания политико-дипломатического содействия Баку и Еревану”. То в заявлении турецкого МИД совершенно не виднелась готовность Анкары содействовать прекращению огня: “Чавушоглу подчеркнул, что даже если прекращение огня будет достигнуто сегодня, без деоккупации столкновения начнутся снова”.

От Халатян Айк

Политический обозреватель