Об эскалации на армяно-азербайджанской границе, о визите специального представителя МИД РФ в Баку, а также о текущих процессах в регионе Южного Кавказа корреспондент pressunity.org побеседовал с политологом Надиром Шафиевым.
— С чем связана очередная эскалация на армяно-азербайджанской границе? И кому выгодно, что после многих месяцев спокойствия возникла такая угроза?
— Эскалация на армяно-азербайджанской границе связана с тем, что кого-то не устраивает мир на Южном Кавказе. Это выгодно тому, чьи интересы на Южном Кавказе попираются и не соблюдены до конца. Но это не страны Южного Кавказа и не соседи. Все началось с того, что были размешены так называемые наблюдатели – то ли мирная, то ли полувоенная миссия из ЕС. И в итоге ни одного слова после инцидента на границе. До этого были какие-то выступления европейцев о том, что Азербайджан угрожает, Азербайджан может совершить агрессию и т.д. А сегодня, когда есть конкретные факты и материалы, которые доказывают, кто нарушил режим перемирия, кто нарушил тишину на границе и кто виноват, европейцы молчат. Выступления европейцев таковы, что обе стороны должны придерживаться мирной канвы для разрешения проблем между собой. Это в свою очередь создает ситуацию, которая нагнетает обстановку и в итоге служит не мирному сосуществованию, а, наоборот, эскалации конфликта.
— 14 февраля специальный представитель главы МИД РФ Игорь Ховаев прибыл в Баку для обсуждения мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Как Вы считаете, удастся ли России привести обе стороны к консенсусу по вопросу мирного договора, учитывая все ухудшающиеся отношения между Россией и Арменией? Какой фактор мешает подписанию мирного договора?
— Давайте обратим внимание на то, что происходит в регионе. Азербайджан за последние 2 года практически ни на йоту не изменил свою позицию. Требования, которые выдвигает Азербайджан, они не просто полностью соответствуют международному праву, но и логически укладываются в ту канву, в которой развиваются события. Азербайджан не претендует на территории Армении, а требует возвращения своих территорий, которые еще находятся под оккупацией армянских вооруженных сил, и требует быстрого завершения мирного процесса и подписания мирного договора. А коммуникации и все остальное – это само собой. Самое главное, чего на данный момент добивается Азербайджан — это то, чтобы в дальнейшем не были выдвинуты требования с той или другой стороны. Азербайджан, подписывая это, берет на себя обязательство не выдвигать против Армении территориальных претензий и требует того же от Армении. Но Армения отказывается это подписывать. И в итоге, если кто-то из посредников попытается усадить стороны за стол переговоров и добиться того, чтобы они подписали мирный договор, то это будет тот посредник, который эти условия будет соблюдать и сможет Армению убедить в том, что это необходимо и что это полностью соответствует международному праву и интересам как армянского, так и азербайджанского народов.
— По заявлению Марии Захаровой Россия и Азербайджан обсудят возвращение армянского населения в Карабах. Как Вы считаете, созданы ли для этого все условия? И удастся ли в целом реализовать данную инициативу?
— Условия для возвращения армянского населения Карабаха были созданы изначально. И вовсе не случайно, что как азербайджанская сторона, так и российские миротворцы заявляли о том, что им ничего в Карабахском регионе Азербайджана не угрожает. Тем не менее армянская сторона добилась того, что вывела армянское население из этого региона. Что касается возвращения армян в Карабах, то нужно отметить, что сегодня еще азербайджанцы не вернулись полностью на эту территорию. Что этому мешает? Мешают армянские мины, которые Азербайджан пытается расчистить и в отношении которых армяне не предоставляют нормальных и достоверных минных карт.
Другой вопрос в том, что Азербайджан уже давно поднимает вопрос об азербайджанцах, насильно изгнанных из Армении, они должны вернуться в свои дома на своей территории. Армения отказывается обсуждать это вообще. В этом случае я думаю, что все-таки нужно обсуждать не возвращение армянского населения Карабаха в Карабах, а возвращение армянского и азербайджанского населения в места постоянного проживания, откуда они были насильно изгнаны как в случае с азербайджанским населением в Армении, так и в случае с армянским населением, которое со стороны своих же было принуждено переехать на свою территорию. И те и другие должны возвращаться параллельно, и условия должны быть созданы и там, и тут. Я думаю, что сейчас добиваться того, чтобы армянское население вернулось в Карабах в одностороннем порядке — это все-таки ущемление прав азербайджанцев, которые были изгнаны в свое время из Армении. И это неправильное решение. Я думаю, что надо вести переговоры о том, чтобы и те, и другие получили гарантии на возвращение на свои земли проживания.
— «Уничтожение памятников героям и участникам Великой Отечественной войны недопустимо, где бы и кем бы это ни совершалось, вне зависимости от наших отношений, уровня торгово-гуманитарных содействий». Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в ходе еженедельного брифинга, коснувшись вопроса об уничтожении азербайджанцами памятников героям и участникам Великой Отечественной войны в Нагорном Карабахе. Как Вы относитесь к такому заявлению? И существуют ли реальные факты вандализма со стороны Азербайджана и Армении по отношению к памятникам ВОВ?
— Я буду говорить исходя из личного опыта. В Великую Отечественную войну у меня погиб дядя. У меня отец вернулся инвалидом, а о двоюродных и троюродных дядях я вообще не говорю. Очень много семей, где пятеро или четверо уходили на фронт и возвращался один либо двое. Для нас эта тема достаточно животрепещущая. С другой стороны, в Азербайджане достаточно памятников героям и участникам ВОВ. И ни один из этих памятников не уничтожен. По крайней мере, я такими фактами не располагаю. Что касается того, что происходило в Карабахе, то, судя по тому, какие видео мы оттуда получали, то большинство памятников было практически уничтожено в то время, когда Азербайджан еще не имел доступа к этим территориям.
Когда переделывают памятник участникам или героям ВОВ, и на их местах пишут фамилии одних только армян, то это уже не памятник героям и участникам Великой Отечественной войны, а это героизация армян. Возможно, они воевали, и это памятники этим людям. Но обычно такие памятники ставили в общей сложности, как-то обобщая. Везде по СССР, где я ездил в свое время, я видел такие памятники. А поименно только в тех местах, где на конкретном направлении шли бои между фашистской Германией и СССР, и памятник ставился конкретно тем, кто погиб на этом направлении. Насколько я знаю, в Карабахе и в Ереване не воевали против гитлеровской Германии, а потому ставить там поименно памятники армянам не совсем правильно. На протяжении 30 лет мы видели, как посредники, вначале представители СССР, а потом и представители международных организаций и других стран пытались уравнивать агрессора и жертву агрессии. И сейчас опять проводить параллели и уравнивать все это неправильно. По личному опыту я скажу, что это уравнивание не сравнимо с тем, что происходит в Армении. А то, что в Армении умеют переделывать памятники, мы прекрасно знаем по нашим албанским церквям, которые почему-то стали армянскими, по нашим памятникам, которые стали армянскими, и по тем уничтоженным памятникам, которые армяне сами поставили в Советское время и сами стали уничтожать. Это те памятники, которые показывали то, сколько лет тому назад их переселили из Персии в Карабах. В этом плане уравнивать Азербайджан и Армению нельзя.
— 14 февраля МИД Азербайджана выпустил заявление, в котором обвинил верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля в том, что он, «занимая одностороннюю проармянскую позицию, создает разрыв между Азербайджаном и институтами Европейского союза» и «полностью изолирует себя от процесса нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией». Как Вы оцениваете данное заявление и в целом расширение сотрудничества между Арменией и ЕС? Не приведет ли это к очередному обострению в процессе мирного урегулирования?
— То, что армяне тяготеют к Западу после того, как Пашинян встал у руля, это понятно всем. Армения медленно, но верно уходит на Запад. Как ее будут останавливать, как будут возвращать на круги своя, я не знаю. Другое дело, что еще до заявления Министерства иностранных дел Азербайджан неоднократно говорил, к чему привела европейская позиция. Азербайджан неоднократно говорил о том, что представители Европы, в основном французы и в какой-то степени немцы, делают на границе. А именно то, что они спокойно подходят к нашей границе, с высот разглядывают наши позиции и докладывают об этом в соответствующие структуры Армении. Это все мы знаем. И слава Богу, что азербайджанские военнослужащие, пограничники и специальные службы прекрасно знают, чему это служит, для чего это делается и как это предотвратить.
Что касается посредничества Европы. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно заявлял и вкупе с ним об этом же говорили и в МИД, и в других структурах, что Азербайджан привержен тому, чтобы без посредников наладить отношения с Арменией. Если Армения не идет на это, то это говорит об одном: у Армении есть пожелания, которые не соответствуют соответствующей ситуации и международному праву. Поэтому нужны структуры, представители стран, которые смогут надавить на Азербайджан, чтобы он изменил позицию и пошел на уступки, попирая права своих граждан и страны. Естественно, что Азербайджан на такое не пойдет. И естественно, что если сторонние наблюдатели будут вести переговоры в этом русле, то у них ничего не получится. И именно этим можно объяснить тот факт, что сейчас пошло перевооружение армянской армии. Пошли чуть ли не полубесплатные или бесплатные поставки вооружения Армении. Я думаю, что это не служит мирному процессу. Это не служит тому, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе. Многим международным акторам в Европе и в мире выгодно дестабилизировать ситуацию в нашем регионе. Целью не является Азербайджан или Армения. Основной целью дестабилизации ситуации на Кавказе является Россия. Если не нам, то и не Москве. По этому принципу на Западе и пытаются дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе.
— Мирный процесс при посредничестве ЕС и США уже несколько месяцев находится в полной стагнации. Есть ли возможность возобновить переговоры при посредничестве Москвы?
— Тот факт, что армянские политики, армянское руководство в открытую не участвует даже в международных площадках, организованных Россией, говорит о том, что Армения пытается игнорировать все попытки России не только по мирному процессу, а вообще по расширению сотрудничества как в рамках СНГ, так и в рамках ОДКБ. Как правило, армяне в этом не участвуют. Я думаю, что России будет тяжело этот процесс возобновить. Для возобновления, прежде всего, необходимо найти общий язык с Ереваном. А как это будет претворяться в жизнь и каким образом они будут находить общий язык, покажет время.