О планах Армении по развороту на Запад и углублению военно-оборонительного сотрудничества с Францией, об экономической зависимости от России, а также визите Ильхама Алиева в Турцию pressunity.org побеседовал с политологом, публицистом, руководителем Каспийского центра пространственного анализа Ильгаром Велизаде.
— Какие интересы преследует Франция, вооружая Армению? И какова вероятность открытия французской базы в Армении?
— Армения, привлекая к обеспечению собственной безопасности внерегиональных игроков, в частности Францию, действует агрессивно и авантюристически, практически ломая сложившуюся в регионе систему безопасности. Об этом говорят все соседи Армении. К большому сожалению, Армения не слушает и не видит этого беспокойства. Дело в том, что Франция как внерегиональный игрок преследует в регионе достаточно откровенные свои корыстные цели, которые идут вразрез с интересами региональных участников. Выстраивая баланс интересов в регионе, региональные участники взаимодействуют друг с другом. Иногда это сложные взаимодействия, иногда это взаимодействие приводит к определенным противоречиям. Но так или иначе, стороны принимают интересы друг друга и стараются действовать в соответствии со складывающейся системой безопасности в регионе, которая заточена на то, чтобы поддерживать хрупкий мир и баланс интересов. Армянская сторона игнорирует эту практику, которая складывалась на протяжении многих лет, и действует в одностороннем порядке, что создает серьезные угрозы безопасности для региона. Вовлечение Франции в регион с подобной воинственной риторикой, часто угрожающей странам региона, не может быть воспринята странами благотворно. Азербайджанская сторона, как и Турция, Иран и Россия дают понять, что Франция в регионе непрошеный гость и что подобного рода действия могут в значительной степени негативно сказаться на собственной безопасности Армении, потому что Армения таким образом навлекает негативную реакцию со стороны внутрирегиональных игроков. Как это вяжется с обеспечением безопасности Армении? Вопрос, конечно, риторический. С другой стороны, надо сказать, что Франция действует в регионе исходя из своей большой стратегии, рассчитанной на усиление присутствия в Юго-Западной Азии. Армения является составной частью этой стратегии по реализации своих геополитических амбиций. Помощь Армении — это предлог для вовлечения Франции, достаточно амбициозного и не всегда предсказуемого игрока в региональную политику. Франция, используя повышенный интерес Армении к привлечению внерегиональных игроков для обеспечения собственной безопасности, просто пользуется Арменией. Мы знаем, что вовлечение Франции в региональные дела в Восточном Средиземноморье значительно ухудшило отношения между Турцией и странами Восточного Средиземноморья. Сегодня Франция таким же образом действует в нашем регионе, ухудшая отношения региональных игроков с Арменией и педалируя напряженность. Проблема Пашиняна в том, что он, якобы пытаясь освободиться от Москвы, ввязывается в чужую игру и становится инструментом в руках других сил.
— 17 февраля в Мюнхене при посредничестве Олафа Шольца была проведена встреча премьер-министра Армении и президента Азербайджана. Можно ли данную встречу рассматривать как свидетельство перезапуска переговорного процесса на западных площадках?
— Я так понимаю, что на этом мероприятии акцентировалось внимание на том, что данная встреча не может быть посреднической. Скорее всего, это содействие в организации прямого общения. Но это не переговоры в классическом понимании, когда есть две стороны и есть посредник. Шольц не был посредником, а был организатором встречи, и все. Но в любом случае и это тоже позитивный результат, который, к сожалению, долго не продлился. Обращает на себя внимание официальное заявление о том, что обсуждались в основном вопросы, связанные с подготовкой мирного договора и продолжением пограничных контактов между национальными комиссиями по демаркации/делимитации. Встреча давала надежды на то, что, несмотря на напряженность, стороны намерены продолжать диалог. Хрупкий оптимизм закончил Никол Пашинян, который полетел в Париж и в интервью французскому каналу France 24 заявил, что мир между Ереваном и Баку пока невозможен и что Азербайджан считает Армению «западным Азербайджаном».
— Сразу после Мюнхена Ильхам Алиев поехал в Анкару, где встретился с Эрдоганом. Как Вы оцениваете итоги данной встречи? И чем важен данный визит?
— По традиции свой первый государственный визит Президент Азербайджана совершил в Турцию. Это давно сложившаяся традиция. Еще Гейдар Алиев эту традицию зачинал, и она продолжается уже много лет. Наиболее важным итогом поездки я считаю тему проведения следующего внеочередного саммита тюркских государств в Шуше. Почему он очень важный? Потому что впервые лидеры тюркских стран приедут в Шушу. Это легитимизация восстановления территориальной целостности, и лидеры этих стран впервые собираются в Шушу, которую по-прежнему некоторые люди в Армении все еще считают своей территорией. Это месседж и им, и внерегиональным игрокам, что партия сыграна и мы фиксируем нынешний статус-кво в международно-правовой плоскости.
— Как Вы оцениваете заявление Пашиняна о «заморозке» участия Армении в ОДКБ?
— Видимо, на Пашиняна так влияет французский воздух свободы. В 1966 году Де Голль приостановил участие Франции в военном компоненте НАТО, и это участие было восстановлено лишь при Олланде в 2009 году. Де Голль был человек, который пользовался авторитетом в западном мире, и его решение было принято со стороны НАТО. А теперь давайте посмотрим на Пашиняна: мелкий политический лидер, который занимается политической авантюрой в таком масштабе. Если Пашинян такой храбрый, то он мог и вовсе выйти из состава ОДКБ. С тем набором аргументов и той критике, которой Пашинян подвергает Москву и ОДКБ, он смог бы смело выйти из нее. Но он этого не делает. При этом Франция официально обратилась в соответствующие структуры НАТО с таким решением. В свою очередь армянская сторона ни с какими письмами, ни с чем-либо другим не обращалась. Пашинян не может примерять на себе шинель Де Голля еще и потому, что Пашинян исключительно зависит от Москвы. В прошлом году совокупный товарооборот между Арменией и Россией составил 7.5 миллиардов долларов. Это исторический максимум. Для сравнения: у России с Азербайджаном товарооборот где-то 4.5 миллиарда. Армения критически зависит от России. В прошлом году ВВП Армении составил где-то 23.5 миллиарда долларов. Из них где-то порядка 4-х миллиардов долларов — это сумма денежных переводов из России. В этих условиях Пашинян идет ва-банк. Он пытается поиграть на настроениях Запада. Пашинян пытается усидеть на двух стульях, и пока это ему удается.