Политический аналитик Тофик Аббасов в беседе с pressunity.org оценил текущий уровень двустороннего сотрудничества между Россией и Азербайджаном, а также более подробно поговорил про текущие события в регионе Южного Кавказа.
— 22 апреля Президент Азербайджана Ильхам Алиев находился с рабочим визитом в Москве. Как Вы оцениваете итоги визита? И можно ли сказать, что разрешение карабахской проблемы снимает барьеры, которые ранее сдерживали развитие отношений Москвы и Баку?
— Что касается визита Алиева в Москву, то это был еще один показатель развития доверия между двумя странами. Тут и личные контакты президентов, высокий уровень диалога Баку-Москва, участие обеих сторон в реализации разных программ социально-экономического и политического характера. Все это дает очень много пищи для размышления о том, что Баку и Москва нашли самый оптимальный путь, во-первых, по решению острых вопросов, во-вторых, для дополнения друг друга и, в-третьих, для создания запаса прочности для того, чтобы наши скрепы безопасности не ослабли и были вне действия угрожающих факторов. Находясь в Москве, Алиев сказал, что мы прекрасно чувствуем и знаем позицию России по всем основополагающим принципам, и мы не за то, чтобы Россия покинула бы Кавказский регион. И даже в Баку на встрече в Университете АДА (Азербайджанская дипломатическая академия) с представителями мозговых центров ведущих стран он сказал, что Россия никуда с Кавказа не уйдет. Во-первых, это кавказская страна. Во-вторых, это страна, которая оказывает стабилизирующее воздействие на многие тревожные процессы. И, в-третьих, почему должна уходить Москва и должны приходить какие-то внерегиональные силы. То есть позиция президента Азербайджана говорит о том, что проблемы нашего региона решаются и должны решаться с участием региональных государств. В этой плоскости позиции Москвы и Баку совпадают полностью. С другой стороны, мы являемся стратегическими партнерами, потому что 22 февраля 2022 года президенты Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали совместное заявление о создании комплекса стратегических партнерских отношений. Этот документ включал в себя 43 пункта, где были прописаны все мотивы наших отношений, нашего взаимодействия вплоть до совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и т.д.
В документе охвачен весь комплекс наших интересов, и поэтому на пути к реализации уже обозначенных целей мы должны все время информировать друг друга и дополнять. Уже есть и совместная межправительственная комиссия, Совет взаимодействия. Есть межотраслевые и региональные отношения и т.д. Все форматы определенны, и работа в них идет в заданном режиме. Для того, чтобы создавать новые возможности, мы должны еще думать и о том, как создавать новые панели. И в этом плане мне кажется, что сейчас, особенно когда мировой порядок рушится, причем этим занимаются определенные реакционные силы, которым кажется, что, обрушив весь мировой порядок, они смогут обрести какой-то свой покой в ущерб интересам других стран. В этом они ошибаются. Мир он един и взаимосвязан, и любая страна, любой центр силы имеет возможности для того, чтобы поддерживать нормальный тонус для жизнедеятельности сообществ. С другой стороны, мы должны думать нам тем, как предвосхищать острые и нежелательные рисковые ситуации.
В этом плане мне кажется, что Азербайджан и Россия смогли наладить четкий контакт по линии спецслужб, закрытых служб. По этим каналам идет обмен информации, очень важной информации. Эти каналы играют очень важную роль в предотвращении нежелательных тенденций и событий. И мне кажется, что последний разговор двух президентов в Москве, он выявил стратегическую глубину нашего партнерства. Президенты Азербайджана и России обоюдно изъявляют желание быть все время в движении, находить новые точки соприкосновения и, самое главное, отвечать на появляющиеся неожиданно риски и вызовы соответствующим образом. И то, что сейчас на Южном Кавказе устанавливается новый порядок, идет демилитаризация, которой мешает Армения, включившаяся в процесс гонки вооружения с участием своих партнеров. Это, конечно же, не отвечает ожиданиям и интересам многих стран региона. Но тем не менее Азербайджан является гарантом стабильности и спокойствия в регионе, особенно после второй карабахской войны и сентября 2023 года. Поэтому рисков стало намного меньше. Российско-украинский кризис, кризис на Ближнем Востоке с участием Израиля и ХАМАС — все эти вопросы все время заставляют думать ответственных политиков и лидеров над тем, как совместно противостоять нежелательным явлениям. В этом смысле Азербайджан и Россия нашли ту самую золотую середину. Россия и Азербайджан были всегда очень привязаны друг к другу. При этом Азербайджан никогда не скрывал то, что он предпочитает вести сбалансированную политику. И Восток, и Запад для нас одинаково важен. Мы дружим с Востоком не в ущерб западных государств и наоборот.
Еще раз подчеркну важность личных симпатий и отношений Путина и Алиева. Их личные отношения стали действенным фактом наших межгосударственных отношений. Я думаю, что вся эта тональность двусторонних взаимоотношений имеет значение как для ныне живущего поколения, так и для будущих поколений. Мне кажется, что гарантированное доверие между нами, оно будет только крепнуть.
— Как вы можете оценить сотрудничество России и Азербайджана по линии «Север-Юг»? Какие возможности и риски несет данный проект?
— Что касается торгово-экономических отношений и коммуникации, то и в этом смысле работают специализированные структуры. Стороны понимают, что жизненная необходимость транспортно-коммуникационной линии «Север-Юг» — это настоятельное требование времени, и поэтому стороны должны выложиться по полной, чтобы весь этот объем выполнить своевременно. Он частично работает, но необходимо развить инфраструктуру этого проекта до той самой оптимальной мощности с тем, чтобы все компоненты и сегменты транспортно-коммуникационной линии «Север-Юг» пополнились и диверсифицировались. Азербайджан и Россия прекрасно понимают, что пока еще не достигнут исторический максимум в реализации возможностей этого проекта, и они готовы в любой момент провести необходимые консультации и переговоры с тем, чтобы своевременно вырабатывать технико-экономические составляющие новых ответвлений и новых возможностей в контексте этого очень важного международного проекта.
— Как Вы оцениваете текущие события на Евразийском пространстве? Готов ли Запад расширить свое влияние в нем, в том числе за счет Армении?
— Визит Алиева в Москву состоялся в очень знаковый момент, когда по миру происходят этапные события. Они очень непростые, возможно, даже противоречивые. Ребром стоит вопрос о создании обнадеживающего порядка в регионах, на континентах и особенно в Евразии. Мы знаем, насколько для западного мира евразийский континент является важным и ключевым. Мы знаем, насколько все взоры западного мира обращены на Евразию. И даже на примере тех процессов не очень простых, которые происходят на евразийском пространстве реакция и отношение западных стран того же ЕС, НАТО — они, конечно же, говорят о многом. Прежде всего они говорят о том, что Западный полюс не прочь расширить свое влияние на постсоветском пространстве, в Кавказском регионе, в Центральной Азии и т.д. Формат сотрудничества «3+3» который сразу после окончания второй карабахской войны выдвинул президент Ильхам Алиев был поддержан на уровне Москвы, Тегерана, Анкары, даже Тбилиси очень внимательно подошел к нему. Армения единственная является слабым звеном, которая торпедирует все инициативы Азербайджана и все программы, которые призваны создавать благоприятный режим в отдельных регионах, на евразийском пространстве и т.д.