В беседе с pressunity.org директор Института экономики, менеджмента и бизнеса, доктор наук, профессор Эльшад Мамедов прокомментировал прошедшие выборы в Европарламент и их значение для энергетической безопасности Европы, поговорил о европейской политике на Южном Кавказе, а также затронул тему внедрения платежной системы «Мир» в Азербайджане.

— Какое значение имеют выборы в Европарламент для будущего ЕС и энергетической безопасности Европы?

— Прошедшие в Европарламент выборы продемонстрировали несостоятельность того экономического и в том числе энергетического вектора, который задали ультралиберальные европейские элиты. Мы видим, что все большее количество людей в самой Европе осознает ущербность и пагубность того пути, по которому европейские правящие круги ведут континент: в плане нагнетания неопределенности, в плане неадекватности экономической и политической составляющей, что имело место в Европе в качестве приоритетных управленческих направлений в течение крайних десятилетий. Я думаю, что ультралиберальные элиты должны осознать, что общество фактически направило им четкий и очевидный сигнал о том, что нынешний курс правящих ультралиберальных европейских элит ведет Европу к экономическому и политическому коллапсу. Сегодня трудно говорить о политической субъектности ЕС. Все это является результатом того пагубного пути, который был взят за основу ультралиберальными глобалистскими элитами. Думаю, что с каждым месяцем, с каждым годом сопротивление в европейском обществе в силу ряда экономических, социальных, политических и гуманитарных причин будет возрастать. Если европейские ультралиберальные элиты не воспримут этот импульс соответствующим образом, то их ждет политический крах, и смена тех элит будет неизбежной.

— Что ожидает Евросоюз с приходом к власти ультраправых и консерваторов? Как изменится политика ЕС по отношению к Южному Кавказу?

— Говорить пока о приходе ультраправых и консерваторов в ключевых странах ЕС рановато, но этот тренд, скорее всего, будет формироваться. Я думаю, что это, конечно же, не будет панацеей, потому что ультраправые и консервативные взгляды — они более адекватны по сравнению с тем ультралиберальным трендом, который сформировался в ЕС. Эти взгляды как минимум предусматривают наличие политической субъектности ЕС, но это не будет панацеей, потому что если не перейти к формированию многополярного мира с уважением национальных и региональных интересов всех участников международных отношений, то выйти на какой-то устойчивый формат развития не представляется возможным. В том числе это относится и к странам Южного Кавказа. Возможный приход к власти ультраправых и консерваторов будет уменьшать попытки навязывания странам Южного Кавказа своих стандартов со стороны ЕС, который своими ультралиберальными стандартами пытался вмешиваться во внутренние дела региона. Эти попытки будут уменьшаться. Однако говорить о том, что мы сможем стать свидетелями нормального устойчивого диалога между цивилизациями, регионами и странами, я думаю, было бы наивно. К сожалению, после Второй Мировой войны в западных элитах фактически был устранен механизм формирования реальных альтернативных идеологических установок и подходов. Все выборы в европейском демократическом социуме сводились к выборам между ультралибералами, правыми, консерваторами, но все эти силы не учитывают и не допускают многовекторность, многополярность и учитывание интересов тех стран и регионов, которые для них в значительной степени являются регионами, где нет соответствующего уровня технологического, экономического, политического развития. Эти попытки смотреть свысока на другие страны и регионы уже заложены в европейских элитах за последние 70-80 лет. Пока этот тренд не будет сменен, а на это уйдут долгие годы, ожидать какого-то соответствующего равноправного отношения и подхода к странам нашего региона со стороны европейских элит было бы наивно.

— Как Вы считаете, может ли Азербайджан заменить Армению в качестве главного партнера Москвы в регионе?

— Азербайджан уже в значительной степени стал основным внешнеэкономическим и внешнеполитическим партнером Москвы в регионе Южного Кавказа. Сегодня ни одно решение по Южному Кавказу без учета интересов Азербайджана не может быть принято. За все последние годы наша страна продемонстрировала себя как надежный партнер на политико-экономическом треке. Я думаю, что Москва адекватно осознает эти реалии, и отношения между Баку и Москвой будут идти по нарастающей. Это будет касаться и торгово-экономической повестки, и других направлений. Думаю, что сегодня отношения между Азербайджаном и Россией вышли на новый, стратегический уровень сотрудничества. Развитию двусторонней и региональной позитивной повестке в значительной степени послужили отношения между главами наших государств. Отношения доверительные, основанные на взаимном уважении. Декларация о союзническом взаимодействии 2022 года является закономерным результатом диалога между главами наших государств.

— Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия подписали меморандум о создании совместного предприятия, основной целью которого является реализация проекта «Зеленого энергетического коридора» из Азербайджана в Европу. Как Вы считаете, для чего это нужно? Что дает создание подобного рода предприятия и почему это важно?

— В свете тех проблем, с которыми сталкивается Европа в плане обеспечения своего энергобаланса, меморандум между Азербайджаном, Грузией, Румынией и Венгрией о «зеленом энергетическом коридоре» в больше степени нужен самой Европе и европейским странам, нежели нашей стране. Сегодня Европа в силу абсолютно непродуманной энергетической политики сталкивается с очень серьезными проблемами. Зеленый энергетический коридор подразумевает наличие целой системы механизмов. Для реализации этого проекта нужны существенные инвестиционные потоки, нужна соответствующая технологическая платформа и база. Позиция Азербайджана заключается в том, что наша страна готова внести свой вклад в формирование энергетического баланса Европы, но приоритетным для нас являются наши национальные интересы, которые заключаются в том числе и в диверсификации нашей экономической политики. Азербайджан, реализуя свою энергетическую политику, в том числе по развитию «зеленого коридора» будет исходить из своих национальных интересов.

— Роль Азербайджана в обеспечении энергобезопасности Европы высоко оценивается многими экспертами. Каким Вы видите дальнейшее развитие этой работы?  

— Азербайджан уже играет важную роль в обеспечении энергобезопасности Европы. Эта роль будет возрастать, но здесь основная проблема в том, насколько сама Европа будет осуществлять адекватную энергетическую политику. Под «зеленой повесткой» предпринимаются попытки навязывания каких-то колониальных подходов к богатым на природные ресурсы странам с тем, чтобы навязать им неэквивалентный внешнеторговый обмен. Если эти подходы не будут в Европе в качестве приоритетов, то Азербайджан, конечно же, способен внести существенный по своим экономическим возможностям, энергетическому треку вклад в обеспечение энергобезопасности Европы. Но крайне важно, чтобы это понимание находило бы поддержку и среди наших европейских коллег и партнеров, потому что мы являемся достаточно сильной, субъектной страной в международных отношениях. Мы будем выстраивать свою экономическую повестку, исходя из тех целей и задач, которые стоят перед нашим государством.

— 6 июня 2024 года в Азербайджане заработали карты платежной системы «Мир». Как Вы оцениваете данное решение? И какие преимущества и возможности в этом видит азербайджанская сторона?  

— То, что в Азербайджане заработали карты платежной системы «Мир» — это позитивное решение. Это решение, которое будет стимулировать рост и по показателям взаимной торговли, и по инвестиционным решениям, и в целом это будет увеличивать деловую активность среди предпринимателей государственных и частных структур. Это шаг, направленный на усиление региональной экономической составляющей и на формирование мощного регионального инвестиционного кулака, который крайне необходим для диверсификации наших национальных экономик. В целом, с внедрением альтернативных платежных систем, с уходом во взаиморасчетах от американского доллара, с формированием региональных единых рынков товаров, услуг, капитала и труда мы сможем выйти на резкое стимулирование прироста деловой активности в регионе. Вместе с тем нам необходим мощный региональный инвестиционный центр, который бы генерировал прямые инвестиции наших национальных экономик, тем самым увеличивая конкурентоспособность нашего региона. Работа платежной системы «Мир» является позитивным шагом как в плане выстраивания двусторонней повестки, так и в плане углубления и укрепления регионального экономического сотрудничества.