В беседе с pressunity.org политолог Арман Гукасян прокомментировал итоги саммита НАТО в США, поговорил о предстоящих учения Eagle Partner в Армении, а также оценил текущие региональные процессы.

— Как Вы оцениваете выборы во Франции и победу коалиции левых правых? Как выборы отразятся на взаимоотношениях с Арменией?

— Вполне закономерно то, что сейчас происходит во Франции и в других западных странах. И данная тенденция будет продолжаться. Западный тренд претерпевает фиаско, и западное общество начинает многое понимать и осознавать. Результатом этих изменений и является то, что произошло на выборах во Франции. Что касается Армении, то нужно посмотреть, как будут развиваться процессы. Но, на мой взгляд, ожидать каких-то радикальных изменений во внешней политике Франции и в целом Евросоюза не стоит. Мы видим, что и французское общество, и общества других западных стран перестают верить тем ценностям, которые на протяжении последних десятков лет были заложены со стороны политических элит и пропагандировались на Западе. В ближайшей перспективе мы можем увидеть изменения серьезного характера. 

— С 9 по 11 июля в США прошел саммит НАТО, где присутствовали министры иностранных дел Азербайджана и Армении. Как Вы оцениваете саммит, а также факт участия в этом саммите Еревана? Какой результат, на Ваш взгляд, имели переговоры между Арменией и Азербайджаном в рамках саммита? 

— Серьезных итогов или предпосылок для того, чтобы в скором времени Армения и Азербайджан подписали мирный договор, как об этом говорили представители американской власти в лице Блинкена, я не увидел. То, что США хотят форсировать процессы на Южном Кавказе и ухватиться за посредническую роль, то, что они не скрывают, что хотят, чтобы т.н. «Зангезурский коридор» был открыт, — это уже факт, о котором говорят открыто. Пока говорить о какой-то положительной роли, которую сыграли США в рамках армяно-азербайджанского мирного процесса, я не могу. Оцениваю переговоры в рамках саммита как промежуточные, с сильным желанием США показать свою исключительную роль. 

— Вновь активизировались разговоры о возможном открытии армяно-турецкой границы для граждан третьих стран. Насколько это реально в ближайшее время? И какова вероятность восстановления дипотношений между Ереваном и Анкарой?

— В ближайшей перспективе я не вижу никаких предпосылок, если мы говорим в контексте армянских интересов. Если Армения пойдет на то, чтобы удовлетворить все потребности Азербайджана и Турции, то возможно, что все это будет реализовано и откроется граница. Но если мы говорим с точки зрения интересов Армении, то Турция и Азербайджан на это не пойдут, потому что они хотят, чтобы Армения подписала мирный договор на условиях Азербайджана, предоставила т.н. «Зангезурский коридор», они хотят смены конституции Армении, далее встанет вопрос возращения азербайджанских беженцев на территорию Армении и т.д. Только полное удовлетворение тех требований, которые есть у Турции и Азербайджана, могут привести к тому, что откроется армяно-турецкая граница. Все эти разговоры вокруг открытия границ делаются в том контексте, что Армения должна пойти на полное удовлетворение их требований. 

— Есть ли связь между визитами глав МИД Армении и Азербайджана в Грузию? Рассматривает ли Баку возможность подписания мирного договора при посредничестве Тбилиси?

— Грузия не раз предлагала свое посредничество. Армения и Грузия — это ближайшие стратегические партнеры. Значимость Грузии для Армении очень высока,в первую очередь в экономическом и в транспортном контексте. Армянская сторона не была бы против, тут вопрос не где подписывать, а вопрос в том, что Азербайджан больше настроен на прямые переговоры и на прямые договоренности. Грузия как альтернативная площадка вполне может подойти для подписания этого договора. Но насколько это интересно Азербайджану, судить не могу. 

— С 15 по 24 июля в Армении пройдут учения Eagle Partner с участием армянских и американских военных. В то же время в Пентагоне заявили, что на неопределенный срок переносятся совместные военные учения Noble Partner США и Грузии на фоне пересмотра двусторонних отношений. Как Вы можете прокомментировать данный факт? Как Вы считаете, почему США отдаляются от Грузии и все больше сближаются с Арменией? Чем такое сближение чревато для региона?

— США отдаляются от Грузии, потому что Грузия отстаивает свои национальные интересы. Грузия не потеряла голову и не присоединилась в рамках конфронтации Запада и России ни к одной из сторон. Грузия в том числе не присоединилась к антироссийским санкциям, потому что учла свои экономические интересы. В этом плане честь и хвала той политике, которая сегодня ведется со стороны Грузии. США на Южном Кавказе укрепляют свои позиции и если не через Грузию, то пытаются это сделать через Армению. Для США есть интерес в том, чтобы использовать Армению и укрепиться в регионе. Армения сегодня крайне выгодный партнер для США, чтобы воплотить в жизнь те внешнеполитические цели и задачи, которые поставили перед собой американцы в этом регионе. Если не получилось с Грузией, которая достаточно принципиально отстаивает свои интересы, то в случае с Арменией это куда легче, когда наши власти не то чтобы полностью не учитывают национальные интересы, но иногда и пренебрегают. Не совсем понятно, зачем проводятся эти учения с точки зрения обеспечения безопасности Армении. Нелепо думать о том, что вместо российской базы в регионе будет установлена база НАТО. Турция является членом НАТО и блок никогда не разместит в регионе свою базу против Турции, которая является ее союзником по НАТО. Я не понимаю в чем интерес Армении и зачем идти по этому пути. 

— Какова роль Армении в борьбе мировых держав за коридор через Южный Кавказ?

— Этот коридор (Зангезурский) представляет серьезные интерес в качестве транспортно-логистического маршрута. С точки зрения экономической выгоды нужно отметить, что по этому коридору в будущем будут идти транспортные грузы, и это большая экономическая выгода для игроков. Тут стратегические интересы у России для того, чтобы этот коридор не был занят теми силами, которые, безусловно, настроены против России и имеют определенные амбиции против нее. Для Запада этот коридор важен с точки зрения расположения там выгодных для него сил. Для Турции и Азербайджана это стратегический вопрос. Для Армении это крайне важный вопрос безопасности. Армения сегодня очень интересна многим внешнеполитическим игрокам, но самое главное, чтобы официальный Ереван понимал, что в первую очередь в интересах, чтобы коридор к том формате, в котором он сегодня задумывается, не был реализован, потому что это в первую очередь направлено против интересов Армении.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель