В беседе с pressunity.org медиаэксперт, специалист по информационной безопасности Тигран Кочарян прокомментировал решение ЕС по началу диалога о либерализации виз с Арменией, а также оценил возможности и ограничения в рамках этого процесса, поговорил об усиливающейся активности США и ЕС в Армении, а также российско-армянские отношения и то, как на этих взаимоотношениях отражаются планы Армении по диверсификации связей ЕС.
— 22 июля главы МИД стран ЕС одобрили выделение помощи и начало диалога о либерализации виз с Арменией. Как Вы оцениваете данный шаг? Какие требования могут быть предъявлены Армении? И как скоро ждать либерализации?
— Данный шаг со стороны ЕС ложится в ту канву отношений между Западом и Арменией, при помощи которых Запад пытается оторвать Армению от России, рассорить Армению с Россией. И естественно, что приманка в виде либерализации виз является одним из элементов мягкой силы Запада. Требования к Армении могут быть разные, начиная с того, что нужно изменить конституцию и внести туда различные пункты, которые западные страны обычно требуют от экс-бывших стран Варшавского договора или постсоветских стран. И, например, есть стандартный пакет: закон о гендере, закон о семейном насилии, про ЛГБТ (движение ЛГБТ признано в РФ экстремистским и запрещено), определенные изменения, согласно которым в конституции нужно размазать факт самого брака, и заканчивая тем, чтобы менять, соответственно, законодательство страны под европейское. Например, Запад уже успел навязать Армении определенные требования, в том числе то, что, например, Армения отказывается от названия «армянский коньяк» и переходит на «армянский бренди». Это было сделано еще в то время, когда Армения пыталась заключить с Западом и с ЕС cоглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA).
Как скоро ожидать либерализации? Можно ожидать бесконечно. Мы видим, что многие страны ждут этого годами. Евросоюз выполняет определенные требования, потому что в Евросоюзе очень хорошо знают, что либерализация визового режима — это наплыв потенциально возможных эмигрантов в страну. И поэтому они постараются поставить условия максимально так, чтобы большого оттока из той же Армении не было. И, естественно, они будут требовать от Армении все более сложных отношений с Россией, разрывных отношений с Россией. И если Армения не будет выполнять эти требования, не будет вести себя как Грузия, то либерализация никогда не наступит.
— Что даст Армении либерализация визового режима с ЕС?
— Либерализация практически ничего не может дать Армении. Те люди, которые могли лететь в Европу, были способны платить за гостиницу, они продолжат летать и для них ничего не изменится. Что касается простого населения, то да, можно без визы полететь в Италию за 50 евро на лоукостере. Но что дальше делать, в какой гостинице оставаться и в каком ресторане питаться? Это все равно непосильно для большинства населения Армении. Поэтому глобального рывка или туристического бума не ожидается. Но ведь мы все хорошо знаем, что либерализация виз не означает еще разрешение на работу в европейских странах. Поэтому очень многие могут «обломаться» в Армении, подумав, что сейчас можно поехать в Европу и начать зарабатывать большие деньги.
— Прошедшая неделя в Армении ознаменовалась серией значимых событий в сфере внешней политики и безопасности. Состоялись армяно-американские учения Eagle Partner 2024, прошел визит высокопоставленного дипломата США Узры Зеи. Как Вы оцениваете данные факты? О чем они свидетельствуют и какие изменения могут привнести в регион? С чем связана активность США на армянском направлении?
— Активность США по отношению к Армении совпадает с той же активностью Европейского Союза. Оба геополитических центра делают все, чтобы оторвать Армению от России. Глобальная Армения никому не нужна, но создать очаг напряженности рядом с границами России по периметру бывшего Советского Союза они готовы. И те же самые процессы практически один в один повторяются и в Молдове.
— О чем свидетельствует создание в Министерстве обороны Армении представительства США?
— Это, конечно, позорный факт, что назначается человек, который должен работать в Министерстве обороны. И здесь интересно поглядеть на армянских прозападных экспертов, которые отрыв от России, нападки на ОДКБ связывают с тем, что Армения должна быть суверенной и независимой страной. Сейчас фактически получается, что зависимость от одной страны меняется на более глобальную зависимость от другой страны. Для независимой страны, повторюсь, это позорный факт, что Министерство обороны консультирует гражданин другой страны. С ОДКБ еще было хоть как-то понятно: мы военный союзник, и там мог бы быть представитель, военный советник от России. Но что дает присутствие США, учитывая, что Армения еще не вышла из военных союзов, не совсем понятно. И это не особо красит армянскую сторону.
— Как Вы считаете, почему не состоялась встреча Алиева и Пашиняна в Лондоне?
— Скорее всего, стороны не пришли к определенным, так скажем, окончательным соглашениям. Или те страны, которые сейчас курируют этот процесс, пока что не дали отмашку на эту встречу. Потому что у Пашиняна очень достаточно сложная ситуация, и Запад понимает, что Пашинян должен сделать очередную уступку властям Азербайджана. Но Пашинян на это не готов, потому что это приведет к тому, что в Армении еще больше обострится внутриполитическая ситуация. И поэтому, на мой взгляд, встреча была отложена именно из-за этого фактора. Алиев без очередной «дани» со стороны Пашина с ним встречаться не собирается.
— Куда сейчас двигаются армяно-российские отношения? Как на двусторонних связях отражаются планы Армении по вступлению и диверсификации отношений с ЕС?
— Армяно-российские отношения движутся к пропасти и полнейшему разрыву несмотря на то, что экономические отношения между Арменией и Россией переживают свой рассвет. Но это не естественные экономические отношения, а скорее взаимовыгодное сотрудничество, когда обе стороны пользуются той ситуацией, которая произошла из-за ведения санкций в отношении России. Армения зарабатывает большие деньги на этом, а Россия получает санкционные товары. Экономический бум мало связан с реальным состоянием экономики Армении и фактически, когда будет приказ Пашиняну разрывать эти отношения, он, не моргнув глазом, пойдет на это. Россия долгое время считала, что она может влиять на Пашиняна, влиять на его решения, и что Армения настолько зависима от России, что любой пример даже антироссийский, может стать пророссийским. Но это была очередная ошибка. Поэтому России нужно конкретно пересмотреть всю политику взаимоотношений с Арменией. Армянскому народу нужно понять, что правительство Пашиняна, разрывая отношения с Россией, в очередной раз может устроить очень плачевную ситуацию в самой Армении. И также сделать так, чтобы население, как в начале 90-х, вынуждено будет бросить свои дома и искать лучшей жизни в других странах.