Навасард или древнеармянский Новый год, в древности отмечался в течение 30 дней с 11 августа по 9 сентября. Он увековечивал историю армянского бытия и символизирует битву прародителя армян Айка с титаном Бэлом в местности Айоц Дзор (Армянское ущелье) в ходе которой Айк убивает из лука вражеского исполина, открыв тем самым возможность своим потомкам для свободного существования и развития.

Навасард также называют «Днем розы и вина», «Днем национальной идентичности армян» и «Днем поклонения праотцу армян – Айку».  Для древних армян это был один из любимейших праздников – начало нового года и новой жизни, сопровождаемое народными гуляниями и играми на протяжении недели.

Слово «навасард» происходит от «нав», означающего «новый», и «сард», означающего «год» на авестийском языке (древний иранский язык, ныне вымерший). Персидский Новый год, Навруз, который отмечается до сих пор, имеет много языкового и культурного сходства с Навасардом.

Определяли начало праздника по звездам. Жрецы трубили о наступлении Нового года, едва на небе появлялась звезда «Плечо Айка» или «Рука Айка». 

После принятия Арменией христианства 11 августа стал отмечаться и как день, когда к горам Арарата пристал Ноев ковчег. 

Сегодня в Армении Новый год (Аманор) наступает 1-го января, а встречают его 31-го декабря вечером. В это же время его празднуют практически во всем мире. Тем не менее, до наших дней сохранилась память о традиционном армянском Новом годе ― празднике Навасард.

Дни празднества 

Навасард был днем, когда угождали семи главным армянским языческим богам посредством различных жертвоприношений зерна и животных (матаг) с надеждой на исполнение желаний, таких как плодородие и любовь, в наступающем году. По древнему преданию, в этот день боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и потом наблюдали за празднеством из заснеженных гор. 

Навасард был в первую очередь сельскохозяйственным праздником: днем первого урожая. Все праздничные действия были так или иначе связаны с урожаем, обработкой земли и т.д. Навасард был важнейшим праздником в году. Предположительно, празднование Навасарда длилось целую неделю. Традиционными были походы друг к другу в гости и обмен подарками. Существовала традиция поздравления «младшими» «старших» ― подмастерья поздравляли мастеров, подчиненные ― начальников. Такая традиция сохранялась долго.

В древности Навасард отмечали с большим размахом: cучастием царского двора и народа, с жертвоприношениями богам, богатыми угощениями, военными парадами, турнирами и т.д. 

Помимо всестороннего празднества, в эти дни устраивались скачки на лошадях, а также скачки на оленях. Танцы, пение, интеллектуальные и спортивные состязания составляли большую часть праздника. Навасардские игры были настолько напряженными, что некоторые сравнивали их с Олимпийскими Играми древности. 

Праздничный стол и традиции 

В Навасард соблюдали строгое правило– не перегружать стол яствами. Ставили все лучшее, но лишь самое необходимое.

Главным блюдом стола была ариса – свареная вместе с дзаваром говядина. Эту арису нельзя было мешать, к ней не должен был прикасаться половник, чтобы год прошел без ссор и драк. 

Украшением стола считался домашний хлеб, испеченный хозяйками, в который запекали фасолину, бусинку или гадальную монету, называемую «довлат». Хлеб делился на 12 частей, и члена семьи, на которого выпал довлат, ожидали большие успехи в наступающем году. Хлеб также ассоциировался с плодородием. С ним же связано и наличие зернистых блюд, ярким примером которых является традиционный «агандзн» (обжаренная пшеница и конопля с попкорном, грецким орехом).

Существовали и другие довольно интересные традиции.  

Так, по старой традиции символом Нового года был не Дед Мороз, а Каганд Пап, (армянский Дед Мороз).  Каганд Пап является фигурой сохранения национальных ценностей и ритуалов и передачи их грядущим поколениям. Его сопровождали эльфы и аралезы (собакоподобные существа или духи в армянских культурных верованиях и в армянской мифологии, живущие в небе, или на горе Арарат).  Каганд Пап не дарил детям подарков, а давал семь новогодних советов; взаимное уважение, мир, честность, мудрость, трудолюбие, смирение и довольство.

Что касается рождественской елки, то армяне использовали оливковые ветки и на цветных нитях подвешивали к ней сухофрукты и выпечку. Хозяева несли оливковые ветви в церковь, а после благословения священника приносили их обратно и клали на середину стола.

Навасард, помимо все прочего, считался праздником молодых и свадебных обрядов. 

В ночь праздника обрученные или девушки на выданье завязывали в свои головные платки подарки или сладости и на веревке спускали через дымоход в дом жениха или возлюбленного. Родня жениха, в свою очередь, старалась поймать девушку. Если это удавалось, ее угощали и с подарками отправляли домой. 

Навасард сегодня

С 2008 года началось более широкое празднование Навасарда, уже на государственном уровне. И вот, в 2009 году парламент постановил об официальном празднике — Дне национальной идентичности, который отмечается в день славной победы прародителя армян Айка.

Армянские неоязычники ежегодно отмечают Навасард в храме Гарни – единственном сохранившемся языческом храме Армении. В различных деревнях по всей стране проводятся собственные праздники, включающие в себя многие из основных элементов этого прекрасного праздника.