В беседе с pressunity.org кандидат политических наук, глава бакинского клуба политологов Заур Мамедов прокомментировал визит президента России Владимира Путина в Азербайджан, рассказал о текущем уровне взаимодействия в экономической и политической сферах, а также затронул тему роспуска Минской группы ОБСЕ
— 18-19 августа, для проведения третьей с начала года очной встречи с Ильхамом Алиевым, в Азербайджан с официальным визитом прибыл президент России Владимир Путин. Как Вы оцениваете данный визит?
— Визит, конечно же, очень важен. Президент России назвал этот визит государственным, что отражает динамику и уровень взаимоотношений между сторонами. Кроме этого, прибытие Путина отражает и степень развития отношений Азербайджана и России. Если мы посмотрим на состав делегации Владимира Путина, то увидим практически весь кабинет министров Российской Федерации, что тоже, конечно же, говорит о многом. Конечно же, это продолжение новой стадии отношений между Москвой и Баку. Мы знаем, что за последние годы отношения между Баку и Москвой стали стратегическими. И подписание в феврале 2022 года документа «о стратегическом взаимодействии» говорит о том, что Баку и Москва систематически относятся к двусторонним отношениям. И здесь, конечно же, все стороны в отношениях будут и дальше развиваться. Этот визит был очень интересен, и за ним пристально следили и на Западе, и в региональных государствах. Я уверен, что за закрытыми дверями обсуждали очень важные аспекты не только российско-азербайджанского сотрудничества, но и региональных процессов, в том числе глобальных процессов. В повестке визита был вопрос армяно-азербайджанского урегулирования. Это понятно, так как Россия является огромной страной, имеющей влияние на процессы в южно-кавказском регионе. И понятно, что здесь Армения, которая отличается своим нерациональным поведением за последнее время, которая втягивает в южно-кавказские процессы внерегиональных игроков, остается в проигрышном состоянии. Азербайджан, Россия и Армения 10 ноября 2020 года заключили трехстороннее заявление. Но один из главных пунктов, касающийся «Зангезурского коридора», все еще не выполнен. Кроме этого, мы знаем, что Армения и другие пункты не хотела бы поднимать. В прошлом году выведение сепаратистов из карабахского региона Азербайджана и поднятие флага Азербайджана в Ханкенди многое поменяло в регионе. И отныне российско-азербайджанские отношения уже не зависят от карабахского вопроса, не зависят от карабахских армян. У нас новая страница отношений без проблем, без каких-то вызовов и определенных вопросов.
— Какие ключевые задачи стоят перед Россией в вопросе содействия нормализации отношений Азербайджана с Арменией?
— На сегодняшний день на первый план для России выходит вопрос безопасности. И безопасность на самом деле в Большой Евразии сегодня вызывает определенные вопросы. И мы видим, к сожалению, что Армения во всех вопросах пытается поднимать геополитический интерес ряда стран, напряженность между глобальными игроками. И без того есть напряжение на Украине, есть напряжение на Балканах, в Восточной Европе, Ближнем Востоке. И еще один пункт напряжения создавать на Южном Кавказе – непростительно. Для Азербайджана очень важна стабильность на Южном Кавказе. Баку находился и продолжает находиться в точке соприкосновения, в отличие от Армении, которая здесь углубляет розни между сторонами. На мой взгляд, этот визит и дальнейшее взаимодействие, диалог между Россией приведут, конечно же, к новым новостям. И мы очень скоро увидим, как Азербайджан и Россия совместно реализуют экономические, политические проекты, и в том числе решают определенные вопросы, которые связаны с безопасностью региона. И здесь мы четко должны понимать, что Армения провоцирует регион. В преддверии визита Путина в нескольких разных направлениях армия Пашиняна открыла огонь в сторону азербайджанской армии. Здесь возникает вопрос: почему армия, которая не имеет силы в данный момент, армия, которая беспомощна, провоцирует азербайджанскую армию? И здесь, конечно же, ответ очевиден, Мы в течение четырех лет это неоднократно видели. Каждый раз, провоцируя военных, Армения поднимает вопрос о своей безопасности, поднимает вопрос выделения финансовой помощи.
В виде европейской наблюдательной, якобы гражданской миссии, в виде некоторых других миссий мы видим, как Зангезурский регион, как Сюник, меняют свою картину и становятся базой западных спецслужб в борьбе против России и, может быть, и Ирана. Но что здесь беспокоит Азербайджан в первую очередь? Беспокоит то, что мы видим, что происходит на Ближнем Востоке, на Украине, на Балканах. То есть идет очередная ожесточенная борьба между разными международными акторами. И здесь главное, чтобы лидеры не давали возможность международным акторам войти в конфликтную стадию в нашем регионе. Азербайджан пытается найти баланс между ними. Азербайджан пытается примирить их. Азербайджан пытается найти узлы взаимодействия между международными актороми. Никол Пашинян, наоборот, провоцирует регион. И вот здесь он может привести регион к большой войне.
— Как Вы оцениваете текущий уровень взаимоотношений России и Азербайджана в экономической и транспортно-логистических сферах? Какие риски и возможности Вы видите в среднесрочной перспективе?
— Здесь очень важен аспект торгово-экономического сотрудничества. Он всегда был стабильным. Азербайджан занимает первое место по торговому обороту с Россией на Южном Кавказе. Но я думаю, что на этой встрече уже были обсуждены новые проекты торгово-экономического развития, а в первую очередь вопросы энергетического характера. Понятно, что Россия сегодня испытывает некоторые трудности в связи с санкциями. Сейчас российский газ в очень ограниченном объеме импортируется в страны Европейского Союза. Но здесь тоже есть рецепт. В ближайшие месяцы, в ближайшие годы через Украину, и через другие географии мы увидим новые энергетические проекты, которые будут отвечать не только национальным интересам, но и будут содействовать сближению сторон. И новость о том, что Европейский Союз и Украина просили Азербайджан экспортировать газ через Украину в Европейский Союз — это новая реальность. Это является той картиной, которую сегодня имеет Азербайджан в качестве страны, к которой есть доверие и которая может решить вопросы между другими конфликтующими сторонами.
— Как Вы считаете, является ли для Азербайджана роспуск Минской группы ОБСЕ условием для подписания мирного договора? И почему Армения не согласна на роспуск?
— Сегодня роспуск Минской группы является неотъемлемой частью переговоров. И понятное дело, что Минская группа сегодня не существует. Минская группа сегодня ничем не занимается. И Минская группа давно уже на самом деле на практике ликвидирована. Если раньше Франция, США и Россия решали разные вопросы, вели диалог по поводу конфликтов и по поводу безопасности регионов, то сегодня такого взаимодействия мы больше не увидим, так как есть уже новая стадия, и в новой стадии отныне взаимодействие пока что заморожено между ними. Что касается Минской группы в карабахском урегулировании, то карабахского вопроса уже больше не существует, карабахского вопроса нет. Вопросы армян Азербайджана, вопросы азербайджанцев в Армении, они должны быть обсуждены в двустороннем формате между Баку и Ереваном. Азербайджан это очень четко заявил. Было время, когда Минская группа должна была заниматься урегулированием конфликта, но не занималась. И Азербайджану пришлось самому решать вопросы в регионе.