О референдуме по конституционным реформам в Армении, об участии Ильхама Алиева в международном форуме в Черноббио, а таже об очередной попытки Франции обострить отношения с Азербайджаном корреспондент pressunity.org побеседовал с политологом, публицистом, руководителем Каспийского центра пространственного анализа Ильгаром Велизаде.

— 29 августа министр юстиции Армении Григор Минасян заявил, что референдум по конституционным реформам страны планируется провести в 2027 году. Как Вы оцениваете данное решение? На что расчет у армянского правительства? 

— В 2026 году в Армении должны состояться парламентские выборы, которые должны подтвердить легитимность нынешнего правительства. Будут очень серьезные изменения в составе парламента. По крайней мере на это рассчитывают нынешние власти. Они рассчитывают на то, что представители карабахского клана в новый парламент либо не войдут, либо будут мало представлены. На данный момент идет переформатирование армянского внутриполитического поля. Движение Баграта Галстаняна сдулось. Все эти процессы имеют одну направленность – изменение политического поля Армении. Расчет может быть сделан на то, что к 2026 году политическое поле Армении изменится, состоятся выборы, на которых победит нынешнее руководство и в парламент войдут новые силы, с которыми будет достигнут определенный внутриполитический консенсус и новый статус-кво. Все это позволит более легко и без особых осложнений принять новую Конституцию. 

Когда мы говорим об армянской стороне, то им нужно понимать, что там очень много игроков и факторов. Пашинян просто боится сделать шаг на упреждение. Он не полностью контролирует политическое поле страны, хотя видимость такая есть. Не только среди диаспоры и духовенства есть свое мнение и разночтения, но и среди партий власти есть разные группы, которые несколько иначе воспринимают процессы, которые происходят в Армении. Внутри самого «Гражданского договора» нет консенсуса. Постоянно проговариваются различные темы и т.д. Поэтому для Пашиняна важно не расстроить весь внутренний процесс, а вести его согласовано до 2026 года. 

— 6 сентября в Италии прошел 50-й юбилейный Международный форум Черноббио (TEHA Forum). Как Вы оцениваете участие Ильхама Алиева в данном форуме? 

— Форум в Черноббио — это важное политическое событие. Президент Азербайджана не первый год принимает участие в этом мероприятии. В ходе форума были озвучены очень важные месседжи как со стороны президента Азербайджана, так и со стороны выступающих на форуме лидеров других стран. Президент Азербайджана обратил особое внимание на политические процессы, которые происходят в нашем регионе, назвав их достаточно позитивными. Позитивная динамика складывается вокруг азербайджано-армянских переговоров, в частности, есть конкретные достижения в направлении делимитации/демаркации государственной границы, согласовании мирного договора на 80% и т.д. В регионе сложилась достаточно прогнозируемая и конструктивная ситуация, которая позволяет рассматривать его как важное звено в экономических процессах в Большой Евразии. Здесь Азербайджан выступает в качестве важного коммуницирующего звена между Центральной Азией и нашим регионом Южного Кавказа с Европейским Союзом. Ранее на встречах на высшем уровне с президентом Италии Серджо Маттарелла и премьер-министром Джорджой Мелони президент Азербайджана особо подчеркивал роль нашей страны в обеспечении энергобезопасности Италии и Европейского Союза в целом, а также говорил о важности транспортного сообщения, которое связывает наш регион с Европейским Союзом. Азербайджан является надежным прогнозируемым, стратегическим партнером Итальянской Республики, и это можно назвать примером сотрудничества между странами. 

Нельзя не сказать о том, что соседняя с Италией Франция демонстрирует достаточно тенденциозную позицию в отношении Азербайджана. Неоднократно Франция высказывала достаточно противоречивые мысли относительно Азербайджана, относительно происходящих событий в регионе. Италия, в отличие от Франции, никогда не вмешивалась во внутренние дела Азербайджана и всегда поддерживала его территориальную целостность. 

— Не так давно французские власти призвали своих граждан, включая тех, кто имеет двойное гражданство, воздержаться от любых поездок в Азербайджан. Как Вы оцениваете данный призыв? Почему Франция обостряет отношения с Азербайджаном, которые уже находятся на самом низком в истории уровне? 

— Кризис в отношениях между Азербайджаном и Францией наблюдается не первый месяц и даже не первый год. В прежние годы наши отношения были достаточно ровными, конструктивными и характеризовались определенным прогрессом. Но нынешнее руководство Франции сделало все, чтобы наши отношения обнулились. Что касается последних событий, то они еще раз свидетельствуют о том, что французская сторона не озабочена желанием улучшить отношения, направить их в конструктивное русло, а преследует чисто спекулятивные цели — создать демонстративную напряженность и показать, что Франция якобы осуществляет некое давление на Азербайджан. Президент Франции неоднократно говорил, что на Азербайджан необходимо оказывать давление. Мы видим, что последнее время крупные французские таблоиды, газеты пестрят заголовками относительно нарушений различных свобод, прав человека во Франции и обвиняют в этом действующее правительство. Многие политики недовольны действиями властей. Немало написано и сказано о подтасовке недавних выборов во Франции. Но, к большому сожалению, французское руководство пытается перевести стрелки на другие страны и отвлечь население от внутренних проблем. Надо сказать прямо, что им и это не удается сделать, но попытки есть.