В беседе с pressunity.org медиаэксперт, специалист по информационной безопасности Тигран Кочарян прокомментировал заявление Пашиняна относительно возможного вывода российских пограничников с армяно-иранской и армяно-турецкой границы, оценил решение USAID по увеличению гранта для Армении, поговорил об решении Министерства образования Армении присвоить предмету «Русский язык» статус иностранного, а также о референдуме по конституционным реформам, намеченного на 2027 год.
— Пашинян 11 сентября подтвердил, что правительство Армении задумывается о выводе российских пограничников с армяно-иранской и армяно-турецкой границы. Чем такое решение чревато для безопасности Армении? Можно ли данное заявление Пашинина рассматривать в контексте отказа от выполнения обязательств по соглашению от 9 ноября 2020 года?
— Вывод российских пограничников с армяно-иранской и армяно-турецкой границы чреват ликвидацией Армении. Армения не в силах сама себя защитить от турецко-азербайджанской экспансии. А западные страны, которые науськивают Армению против России и требуют от нее делать шаги, которые будут вредить в первую очередь безопасности самой Армении, как и в случае с Грузией, просто кинут Армению на растерзание. Все мы хорошо помним, что в 2008 году, точно так же, науськав Саакашвили на Южную Осетию, Запад самоотстранился и лишь потом Саркози прибежал спасать грузин, когда российские войска уже были на подступах к Тбилиси. На счет того, рассматривается ли это в контексте отказа исполнять соглашение 9 ноября 2020 года, то да, Пашинян не собирается исполнять это соглашение. А девятым пунктом он жонглирует так, как он хочет в данную минуту. Он может процитировать этот пункт наполовину, он может уйти в софистику и говорить, что да, российская сторона будет наблюдать, но как она будет наблюдать, там это не прописано. То есть на самом деле Пашинян не собирается выполнять ни девятый пункт, ни остальные обязательства, которые он взял перед Россией.
— Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Армении на очередном заседании 11 сентября одобрила начало сбора подписей для проведения референдума о вступлении страны в Европейский союз. Как Вы оцениваете данное решение? И способно ли оно в действительности упростить процесс вступления Армении в ЕС?
— Центральная избирательная комиссия зарегистрировала начало сбора подписей для референдума. И это очередной антироссийский шаг правительства Пашиняна, которым он чужими руками, но полностью поддерживая, пытается еще раз доказать свою верность перед западными партнерами. Потому что все инициаторы данного сбора подписей — это люди, либо приближенные к Пашиняну, либо люди, с которыми он периодически встречается, либо даже некоторые члены его команды. Поэтому миф о, так скажем, пророссийскости Пашиняна или крена Пашиняна в сторону России, он развенчивается в том числе и этим сбором подписей. Что касается того, когда и как Армения будет вступать в ЕС, и насколько это облегчит вступление, то мы можем наблюдать за теми же странами-соседями Армении и увидеть, что этого можно ждать годами, а может быть, даже десятилетиями.
— 5 сентября стало известно, что в USAID приняли решение более чем вдвое увеличить грант, предоставляемый Армении — со $120 млн до $250 млн. В качестве целей, в частности, указано обеспечение гражданского участия в укреплении демократической консолидации. Как Вы считаете, с чем связано такое решение? И можно ли говорить о том, что в преддверии выборов в Грузии США готовят некий плацдарм в Армении, с которого они могут прямым образом воздействовать на внутриполитический процесс?
— Увеличение помощи Армении связано с тем, что американцы решили поплотнее заниматься медиаполем, а также территориальными структурами Армении. Часть этих денег, я полностью уверен, пойдет на работу с руководителями сельских и городских общин, а часть будет идти на медиаподдержку различных проектов по убеждению армян о разрыве связи с Россией и вступлении в Евросоюз. Увеличение также связано с тем, что на территории России, Молдавии, Армении и других стран начала активно действовать Автономная некоммерческая организация Евразии (АНО «Евразия»), которая за несколько месяцев своей работы уже показала свою эффективность, в отличие от других каналов работы России с другими странами. Это, естественно, заставляет Запад тревожиться, увеличить финансирование, а также ввести санкции против данной организации, что было сделано на днях со стороны администрации Байдена.
— Заместитель министра иностранных дел Армении Мнацакан Сафарян заявил, что Ереван будет участвовать в саммите БРИКС в Казани 22-24 октября. Как Вы оцениваете этот шаг Армении? И какие возможные последствия он может иметь для внешнеполитической ориентации Еревана?
— Армения будет участвовать в БРИКС вынужденно, потому что всё окружение Армении – Турция, Иран, Азербайджан, оно идет в БРИКС. И Армения на этом фоне может стать белой вороной, болтающейся в положении никому не нужной страны. Поэтому решение Армении участвовать в БРИКС — это не разворот в сторону Кремля, а вынужденный шаг. Причем если с ЕС Пашиняну удастся добиться каких-то очевидных прогрессивных шагов, то он попытается соскочить из БРИКС. Но все хорошо понимают, в том числе и Армения, и окружение Пашиняна, особенно бизнес-окружение Пашиняна, что, игнорируя БРИКС, Армения в экономическом плане может остаться на полном нуле.
— 29 августа министр юстиции страны Григор Минасян заявил, что референдум по конституционным реформам Армении планируется провести в 2027 году. Как Вы оцениваете данное решение? И как данное решение отразится на взаимоотношениях с Азербайджаном и Турцией?
— Референдум по конституционным реформам — это требование Азербайджана, о котором он методично говорит и утверждает, что не будет подписывать мирный договор, пока в армянской конституции не будут сделаны изменения. Пашинян свой очередной проигрыш на дипломатической арене хочет подать как конституционную реформу в самой стране, завуалировав требования Азербайджана. Но на самом деле все понимают, что это делается именно под прессингом Азербайджана. Пашинян пытается здесь, в этой части, немного выиграть время, потому что он еще не успел переварить “священное” оппозиционное движение, которое выступило против передачи четырех сел в Тавуше. И сейчас, естественно, он понимает, что еще один антиармянский шаг может стоить ему кресла. Поэтому он пытается прокрастинировать этот процесс и дотянуть это до 2027 года. В 2026 году в Армении планируются выборы, и, может быть, на выборах Пашинян попытается продать это изменение Конституции как очевидный шаг для укрепления мира и т.д., чтобы выудить обманом у населения Армении очевидные проценты для своей победы.
— Министерство образования Армении разослало в школы страны циркуляр, согласно которому с нового учебного года предмету «Русский язык» присвоен статус иностранного. При этом на каждый иностранный язык отведено по два часа в неделю. Как Вы оцениваете такое нововведение в школьную программу? Не приведет ли следование такой политике к полному исключение русского языка из школьной программы в ближайшем будущем?
— Министерство образования Армении еще несколько лет назад пыталось провернуть эту реформу, но тогда правительство Пашиняна не пыталось показывать свою откровенную антироссийскую политику, и вопрос был блокирован. Но сейчас они опять перешли в атаку в этом направлении. Это еще раз подчеркивает, что легенда о развороте Пашиняна в сторону России тоже не имеет места быть и не выдерживает никакой критики. Чем опасна эта реформа? Она опасна тем, что школа сама будет выбирать со временем, какие два иностранных языка нужно будет учить в школе. И здесь, если раньше за русским языком была закреплена базовость, и что одним из иностранных языков всегда был русский язык, здесь школа уже может сама выбирать. А как школа будет сама выбирать — это всем очевидно. Из министерства будут звонить по школам и угрожать увольнением директорам школ, если они будут выбирать русский язык для обучения. Это очевидная практика, и эта практика не будет применена впервые в Армении. Такая практика применялась и в других странах, которые брали на себя путь отрыва от России и создания проблем в отношениях.