«Я жизнь свою отдам Родине, душу – Богу, а честь оставлю себе», 

Мовсес Силикян

Мовсес Бабаевич Силиков (Силикян) родился 14-го сентября 1862 года в селе Варташен Нухинского уезда Елизаветпольской губернии, в семье кадрового военного. 

Продолжая военные традиции предков, среди которых был генерал-майор артиллерии, Мовсес получил первоначальное образование в 1-й Московской военной гимназии — одном из лучших военных учебных заведений России, где наряду с основными дисциплинами преподавали ремесла, танцы, пение. Учебу он продолжил в находившемся под императорским патронатом 3-м Александровском военном училище. В августе 1884 годуМовсес был произведен в подпоручики и направлен в 155-й Кубинский полк, расквартированный в Карсе, где дослужился до чина капитана. 

В декабре заместитель командира 8-го стрелкового полка подполковник Силиков был направлен в Персию в составе экспедиционного корпуса. Первая мировая война застала его в Тавризе в чине полковника, командира 6-го полка 2-й стрелковой дивизии.

Он принимал участие во многих сражениях, в частности, играл видную роль при взятии Муша и Битлиса, командовал Мушским и Ванским отрядами, был первым комендантом Эрзерума. За боевые заслуги Мовсес Силиков был награжден многочисленными орденами, Георгиевским оружием.

3 февраля 1916 года Силикяна назначают первым комендантом города Карина, тогда же ему было присвоено звание генерал-майора. После февральской революции 1917 г. его назначают командиром Ванского отряда, дислоцированного в городе до января 1918 г.

В июле 1918 г., после провозглашения независимости Республики Армения, Силикян продолжил службу в армянской армии и был назначен командиром Отдельной армянской дивизии. Под руководством Мовсеса Силикяня, в сложнейших условиях, до сентября 1918 г. были сформированы части и подразделения Отдельной армянской дивизии и созданы армянские вооружённые силы. В период его руководства Отдельной армянской дивизией (июль 1918 – апрель 1919 гг.) победой армянской армии завершилась армяно-грузинская война, вспыхнувшая сразу после провозглашения независимости Армении.

Усилиями армянской армии к Республике Армения были присоединены ранее оккупированные Турцией некоторые армянские территории. В апреле 1919 года после ухода с поста командира Отдельной армянской дивизии Силикян продолжил службу в армянских вооруженных силах, принимал активное участие в военно-политической жизни страны и был назначен членом Военного Совета, действующего при военном министерстве, а затем – заместителем военного министра Республики Армения. 28 мая 1919 года решением правительства Республики Армения Силикяну было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта

Сардарапатское сражение

В феврале 1918 года Турция, нарушив условия договора от 5 декабря 1917 года, заключенного с Закавказским комиссариатом, вторглась в границы Закавказья и начала быстрое продвижение к Еревану.

В мае 1918-го положение на Эриванском направлении было сложнейшим. С Запада приближалась 36-я турецкая дивизия. Она заняла станцию Аракс, а затем прорвалась в Араратскую долину, захватив большое село Сардарабад. 9-я турецкая дивизия заходила с севера, форсировав перевалы и заняв Баш-Абаран (Апаран). С юга к Араксу спешили дополнительные силы турок.

Опасность грозила даже с тыла, из Шарура. Ситуация была настолько критической, что, опасаясь за жизнь Католикоса, 20 мая генерал Силиков предложил Его Святейшеству покинуть Св. Эчмиадзин и эвакуироваться в монастырь на Севанском острове. Но Георг V отказался и, выйдя к собравшемуся во дворе Кафедрального собора народу, заявил: «Я не предам матерь наших церквей, завещанную нам святыми предками

В этой тяжелой ситуации командование Армянского корпуса приняло смелое решение — отказаться от пассивной обороны и, обезопасив наличные, весьма скромные силы, контратаковать: не дать противнику замкнуть кольцо, вырвать инициативу и попытаться разбить врага по частям. Накануне решающей битвы генерал Силиков обратился с воззванием:

«Армяне! Пробил час, когда каждый армянин, забыв свое личное во имя великого дела … должен приложить последнее усилие и ударить по врагу. Мы не хотели воевать, во имя мира и согласия готовы были пойти на любую жертву, однако наш вероломный враг продолжает идти по намеченному пути. Он хочет стереть нас с лица земли. Но если нам суждено быть уничтоженными, то лучше с оружием в руках попытаться защитить себя…»

Наиболее опасным направлением генерал считал северное, поэтому разместил резерв именно там. 22 мая группы Дро и Даниел-Бека Пирумова нанесли врагу первые встречные удары. Войска Дро вышибли неприятеля из Баш-Абарана и отбросили на 30 км — к Спитакскому перевалу, а отряд Пирумова атаковал турок в Сардарабаде и после целого дня ожесточенных боев выбил их из станции и села.

Неся большие потери, противник, преследуемый армянскими частями, отступил, но смог через пару десятков верст закрепиться на высотах в окрестностях станции Аракс.

24 мая под Каракилисой (Ванадзор) перешла в наступление группировка Назарбекова. Несмотря на численное неравенство (у турок здесь было 10 тысяч человек, 70 орудий и 40 пулеметов), армяне нанесли поражение неприятелю, отбросив его на 4 — 5 км.

А у станции Аракс трое суток продолжались кровопролитные фронтальные атаки на турецкие позиции. Героический штурм не дал результата. И турки, и части Пирумова были измотаны и несли большие потери.

Однако с уходом 9-й турецкой дивизии к Каракилисе устранилась угроза с севера, и Силиков сразу воспользовался этим, сняв оттуда свой резервный Хзнаузский отряд и бросив его на помощь Сардарабадскому.

Командующий составил ударную группировку из частей резерва — регулярных войск и партизанских отрядов — и направил ее в обход турецких позиций. Ранним утром 27 мая турки были неожиданно атакованы с тыла и флангов, а основные силы армян возобновили лобовые атаки. Не выдержав, турки в панике бежали по направлению к Александрополю, отступление становилось все более беспорядочным, а части Силикова устремились в преследование.

Победа была безоговорочной: турки потеряли за дни боев около четырех тысяч человек. В результате операций под Сардарабадом, Баш-Абараном и Каракилисой, героизма и самоотверженности армянских солдат и офицеров, враг был не только остановлен, но и с огромными потерями отброшен назад. Командующий Кавказским фронтом турецких войск Вехиб-паша назвал поражение своих солдат разгромом.

Участвовавший в сражении молодой корнет — будущий маршал СССР Баграмян через 40 лет напишет в своих воспоминаниях: 

«Не могу, наконец, обойти молчанием и выдающиеся заслуги в разгроме турок под Сардарапатом весной 1918 года генерал-майора Силикова (Мовсес Силикян), командовавшего в ту тяжелую пору Эриванской группой армянских войск. По моему глубокому убеждению, изо всех армянских генералов того периода Силиков был наиболее одаренным Военачальником. В отличие от других военных руководителей, генералу Силикову за относительно короткий срок в ходе первых же боев с турками удалось своими разумными и соответствовавшими обстановке решениями и оперативным руководством боевыми действиями войск снискать большой авторитет со стороны офицеров и основной массы солдат подчиненных частей».

24 апреля 1919 года Силикян избирается членом созданного тогда же Военного совета Республики Армения, председателем которого был генерал-лейтенант Назарбекян. В июне 1919 года Силикяну присваивается звание генерал-лейтенанта армии РА, а в апреле 1920 годаон назначается губернатором Нор-Баязетского и Даралагязского уездов.

«Если бы под Сардарапатом армяне потерпели поражение, то слово «Армения» стало бы просто географическим термином…», — писал английский историк Кристофер Уокер, оценивая события мая 1918 года. Армяне одержали тогда победу во многом благодаря своему полководцу – Мовсесу Михайловичу Силикову (Силикяну). 

АССР 

Осенью 1920 года была провозглашена Армянская советская республика.

Накануне установления новой власти генерал Силиков был уволен из армии, но остался в Армении, зарабатывая на жизнь мелким предпринимательством в небольшой ткацкой артели.

Вскоре в числе других бывших армянских военачальников он был подвергнут превентивной ссылке в Рязань, но затем дело его было пересмотрено, и в 1921 году он вернулся в Эривань, поступив на работу в магазин шведского АО «Балтика», торговавшего сельхозорудиями в столице и Александрополе.

Несколько лет Силиков проработал в госпитале американского благотворительного общества «Амерком». Последние годы жизни отставной генерал жил на попечении жены и сына, избравшего, по настоянию отца, мирную профессию инженера-гидротехника.

В 1927 году Мовсеса Силикяна арестовали и сослали в Ростов-на-Дону, но за недостатком доказательств его антисоветской деятельности отпустили. В 1935 году генерал попал в руки советского НКВД вновь – на этот раз по обвинению в участии в монархистском заговоре. В феврале 1936 года его, сначала, отпустили из-за возраста (Мовсесу Силикяну тогда уже было 74 года), но в 1937 году героя Сардарапата арестовали в четвертый раз и по новому обвинению  — за участие в офицерском заговоре, руководимом командиром Белорусского военного округа Уборевичем. Из заключения Силикян так и не вышел – 10 декабря 1937 года его расстреляли, наряду со многими другими героями Сардарапата. Мовсес Силикян был реабилитирован спустя 50 лет, в 1987 году. 

Спустя много лет маршал Баграмян в своих мемуарах тепло отозвался о герое Сардарабада, после чего о нем появилась статья в армянской энциклопедии. В 1988г. власти наконец сообщили сыну об отмене приговора Тройки, но до сих пор точные дата и место смерти генерала Мовсеса Силикова неизвестны…

Память

В честь Силикяна назван квартал в Ереване, а в 1994 году к 76-летию сражения под Сардарапатом была выпущена первая юбилейная монета Республики Армения.