«Один пришёл. Один уйду.
Один спою свой гимн.
А яблоки в моём саду
легко отдам другим»
Г.М. Поженян
Юность
Григорий Михайлович Поженян родился 20 сентября 1922 года в Харькове. Отец — Михаил Абрамович (Арамович) Поженян был одним из основателей Харьковского тракторного завода и директором Украинского научно-исследовательского института гражданских, промышленных и инженерных сооружений в Харькове. Мать Елизавета Львовна Кернер родом из Елисаветграда — еврейка, кандидат медицинских наук, работала терапевтом, позже на кафедре анатомии человека Харьковского медицинского института у профессора Р. Д. Синельникова.
Детство и юность Григория прошли в родном Харькове. Он закончил обычную школу и получил аттестат зрелости. В восемнадцать лет, как многие другие молодые люди, он ушел служить в армию и попал в Черноморский флот, где его застала война. С первых дней Григорий оказался на передовой.
Оборона Одессы
В качестве одного из боевых эпизодов, в которых принимал участие Поженян, часто указывают операцию августа 1941 года, когда группа моряков-разведчиков сумела отбить у противника водозаборную станцию в захваченной румынскими войсками Беляевке. Разведчики попытались запустить отключённые насосы и подать воду в страдающую от её нехватки Одессу. Почти все моряки-участники операции погибли. Г. Поженян был ранен, но его посчитали погибшим. На основе этих событий Григорий Поженян написал сценарий к художественному фильму «Жажда». С выходом фильма на экраны подвиг моряков-разведчиков получил широкую известность.
25 февраля 1943 года приказом войскам 7-й Воздушной армии военный журналист газеты «Боевая Вахта» 7-й Воздушной армии младший лейтенант Г. М. Поженян был награждён медалью «За оборону Одессы». В графе с основаниями для представления к награждению указывалось: «Одесса. Отряд Черноморцев особого предназначения для действия в тылу врага командиром отделения разведки с августа 1941 г. по 16 октября 1941 г.»
15 февраля 1944 года приказом Командующего Черноморским флотом № 17с корреспондент газеты «Красный Черноморец» младший лейтенант Г. М. Поженян был награждён орденом Отечественной войны II степени
После эвакуации из Севастополя, вместе с другими моряками-морскими пехотинцами Григорий Поженян был направлен в состав воевавшей в Карелии 67-й морской стрелковой бригады.
Григорий Михайлович Поженян начал войну краснофлотцем, а закончил её уже в звании лейтенанта. Об отчаянной смелости Григория Поженяна на войне говорил адмирал Ф. С. Октябрьский:
«Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флоте я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза! А он потом во время Эльтигенского десанта выбросил за борт политработника!.. Естественно, последовала жалоба в Военный Совет. Стали затевать трибунал. Но опомнились и ограничились тем, что ликвидировали представление к Герою»
Писатель и режиссер
В отличие от большинства поэтов фронтового поколения Поженяна до войны стихов не писал, быть профессиональным стихотворцем не мечтал (с 12 лет он увлекался боксом), а твердое решение стать поэтом принял только после войны.
Стихи начал писать ещё на войне, в 1943 году был военным журналистом газеты «Боевая вахта», позднее — корреспондентом газеты «Красный Черноморец». Тогда же стал и печататься.
Первый сборник стихов вышел уже после войны в 1955 году под названием «Ветер с моря». К тому времени он уже окончил Литературный институт имени М. Горького, из которого дважды отчислялся — первый раз по политическим мотивам, за то, что защищал своих друзей, считавшимися в то время космополитами. Второй раз за хранения оружия, которое оказалось именным и наградным.
Для Поженяна его творчество, его поэзия — не выражение его изначального художнического призвания и его эстетического восприятия жизни, а исполнение нравственного долга перед другими людьми, в первую очередь — перед погибшими на войне товарищами, у которых он учился мужеству, самоотверженности, совестливости, взаимовыручке. Их светлой памяти он посвятил свои поэмы «Ветер с моря» (1947), «Впередсмотрящий» (1953), «Жизнь живых» (1957) и другие произведения. В стихотворении «Освобожденная вода» (1964) он скажет о себе как о поэте: «Просто я связной / меж теми, кто живут / и кто мертвы». В конечном счете исполнением долга перед другими людьми — уже послевоенных поколений — стала и лирика Поженяна, его поучительный для других рассказ о себе, о своем становлении как личности.
Начиная с хрущевской «оттепели», но особенно заметно со времен горбачевской «перестройки» гражданская позиция Поженяна все чаще стала получать выражение в его стихах и публицистических статьях и заметках. Одновременно Поженян расширяет и углубляет фарватер для своей поэзии: продолжая исполнять свой долг перед погибшими товарищами (а также перед участниками Севастопольской обороны 1854-55), он создает 2 цикла стихов — «Севастопольская хроника» и «Одесская хроника», пишет стихи и песни о любви и о современной действительности, лирически размышляет о смысле жизни и творчества, о смерти и бессмертии.
Глубоко переживает Поженян распад СССР, особенно отделение родной для него Украины от не менее родной России, а также войну в Чечне. И тем не менее Поженянне хочет подобно другим искать счастья и благополучия в зарубежных странах. Только свое решение не покидать Россию в тяжелые, трагические для нее времена Поженянмотивирует по-своему — долгом перед погибшими товарищами, оставшимися навечно лежать в российской земле. В стихотворении «Что ни делай — отмазки нет…» он пишет: «Но куда ни глянь — в чистом поле / безответно лежат дружки. / И оставшиеся тут, / с кем и в гульбищах, и в обидах, / пожалеют, но не зачтут / твой последний чужбинный выдох».
Был в биографии Григория Поженяна был опыт и работы с прозой. В соавторстве с Василием Аксеновым и Овидием Горчаковым он написал роман-пародию на шпионский американизированный боевик «Джин Грин — неприкасаемый», под псевдонимом Гривадий Горпожакс, составленным из слогов имен и фамилий авторов. Роман написан с использованием трафаретных стилистических клише, принятых писателями, где пародия переходит в откровенное издевательство и начинает пародировать сама себя.
Григорий Михайлович написал и сценарии к фильмам, ставшим легендами отечественного кино: «Жажда» (1959), «Никогда» (1962), «Прощай» (1966), «Поезд в далёкий август» (1971). А ещё Поженян выступил в роли режиссёра киноленты «Прощай» (1966).
Последние годы Поженян работал над романом «И вот я вышел в город без левой руки…». В 1995 году он стал лауреатом Государственной премии России.
В последний путь
Поэт с непредсказуемым характером, автор около тридцати поэтических сборников, умер практически в день своего рождения, около полуночи 19 сентября 2005 года, практически за полчаса до своего 83-летия.
Перед смертью его навестил давний друг, известный режиссёр, композитор и фронтовик Пётр Тодоровский. С ним они спели песню «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил».
Последним желанием Поженяна было, чтобы его похоронили в Переделкине, недалеко от могилы Пастернака… На скромном памятнике поэта выгравирован морской якорь.