Юность
Вардан Мкртичевич Аджемян родился в семье армянского ремесленника. Отец Аджемяна, Мкртич, был инспектором основанной им же школы, фанатично любил свою работу,отдавал ей все время и очень редко занимался собственными детьми.
Мать Аджемяна, Калипсэ, веселая, жизнерадостная, энергичная женщина, любившая сына нежной любовью, иногда упрекала мужа, просила заняться мальчиком. Но парой Мкртич отвечал, что ему некогда, он учит и воспитывает многих детей. «Когда Вардан придет ко мне в школу, тогда и займусь им», —отвечал он. Идействительно, когда Вардану исполнилось семь лет, отец привел его в школу и посадил, за парту. С тех пор отношения отца и сына изменились, Вардан был под строгим и постоянным наблюдением отца, больше радовал его, чем огорчал.
Маленький Вардан любил рисовать, он был очень наблюдательным. Он рисовал море то зеркально гладким и спокойным, то беснующимся в шторме, людей рисовал быстро и всегда в движении. Мальчик был общительным, но любил уединяться, забиваться в укромное местечко и молча смотреть на окружающее.
Во время событий первой мировой войны родители переехали в Александрополь. В Александрополе в те годы было много беженцев и сирот. В сиротском доме, известном в истории армянской литературы тем, что многие видные писатели вышли оттуда, устраивались театральные представления. Сюда-то и зачастил Вардан.
Первая роль и сиротский дом
Первую роль в этом своеобразном театре Аджемян исполнил в 1920 году, когда ему было всего 15 лет. Это была роль поэта в одноактной пьесе «Поэт и Артист».
Вскоре Вардян Аджемян становится любимцем среди театралов сиротского дома. Он организует постановку нового спектакля – «Багдасар ахпар» («Дядя Багдасар») и сам выступает в главной роли. Успех был настолько шумным, что спектакль пришлось повторить.
Окрыленный удачами, летом 1920 года Аджемян приезжает в Ереван и поступает в драматическую студию Вардана Мирзояна.
29 ноября 1920 года в Армении победила Советская власть. Революцию Вардан Аджемян встретил восторженно. Полный надежд и решимости сделать что-то значительное, он вместо с тысячами своих сверстников стал в ряды строителей новой жизни.
Художественный техникум
Дух творчества охватил тогда всех. Аджемян, не расстававшийся с карандашом и бумагой, поступает в художественный техникум, только что открытый в Ереване. Свой опыт молодым здесь передавали художники Седрак Аракелян, Степан Агаджанян и Мартирос Сарьян. Три с лишним года Аджемян занимался в техникуме. Рисунков тех лет он не сохранил, но в его режиссерском творчестве нашли отражение принципы видения жизни, характерные для искусства этих выдающихся мастеров армянской живописи.
Как ни увлекался Аджемян рисованием и живописью, без театра он уже не мог. Одновременно с занятиями в художественном техникуме он руководит драматическим кружком при ереванском Доме учителя, ставит спектакли, среди которых «Льстец» и «Багдасар ахпар». Деятельность этого театрального кружка не остается незамеченной, о ней пишут в газетах. Но все это пока на уровне любительства, ограниченные возможности которого Аджемян уже понимал. Он начинает систематически посещать спектакли Первого государственного театра Армении, где уже работали видные режиссеры Левон Калантар и Аршак Курджалян.
Летом 1924 года, когда Аджемян успешно закончил художественный техникум и ему пророчили интересное будущее, в Ереван приехала на гастроли из Москвы Армянская театральная студия, руководимая Рубеном Симоновым.
Посмотрев «Высокочтимых попрошаек» в постановке Рубена Симонова и в исполнении студийцев, среди которых были и друзья по бывшей студии В. Мирзояна, Аджемян понял, что московская Армянская студия занята серьезными творческими поисками, о насущной необходимости которых сам он лишь догадывался
В Москву
Ничто уже не могло удержать Аджемяна. Оп подает заявление в студию и осенью того же 1924 года уезжает в Москву.
Аджемян, за два года кончивший курс учебы, поступает на режиссерские курсы при Пролеткульте, которыми руководил мейерхольдовец А. Л. Грипич, и продолжает посещать репетиции самого Мастера. К тому времени։будущий режиссер уже мог вернуться в Армению и получить самостоятельную работу, мог вое пользоваться предложенном С. М. Эйзенштейна — перейти в кинематограф. Но он решил продолжить учебу в Москве.
Москва «навалилась» па молодого Аджемяна всем богатством художественной жизни. Помимо театров он охотно посещал московские музеи и картинные галереи, выставки художников и скульпторов. Как это выяснилось впоследствии, в поисках самостоятельности Аджемян во многом опирался на свой московский «багаж». И хотя годы учебы кончились, но настоящая учеба — учеба в практической театральной жизни—должна была только начаться.
В 1926 году он взялся за руководство Армянской драматической студией в Тифлисе. Аджемян был полон решимости внести в жизнь родного театра все то новое, что получил в Москве.
В 1927 году Аджемян работает со студийцами над пьесой Дерепика Демирчяна «Песнь торжествующей любви». Это была первая советская пьеса в армянском театре.
Когда студию Аджемяна в начале 1928 года отдали в подчинение Тифлисскому армянскому театру, во главе которого стоял Аршак Бурджалян, молодому режиссеру предложили остаться в ней. Но вскоре руководство театра стало требовать, чтобы студия обеспечивала спектакли статистами. Аджемян был против такого отношения к студийцам и ушел из студии. Он уехал в Ереван в надежде устроиться артистом в Первый государственный театр Армении. За те несколько месяцев, что он пробыл в Ереване, Аджемян успел повторить постановку «Песни торжествующей любви» на сцене Рабочего клуба, поставить еще один спектакль — «Нужная бумага». И опять пресса заговорила о нем. Аджемян, с большим интересом следивший за спектаклями Первого Государственного театра (впоследствии Театра имени Г. Сундукяна), был вскоре официально направлен туда наркомом просвещения.
Второй государственный театр
Ему долго не давали самостоятельной постановки, а ждать он больше не мог, и, как только ему предложили поехать в Ленинакан в только что организованный там Второй гостеатр режиссером, он сразу же согласился, оговорив право участвовать в спектаклях и в качестве актёра. Условие было принято.
В Ленинакане, до того, как поставить спектакль «Разлом» Б. Лавренева, Аджемян исполнил несколько ролей в первых спектаклях молодого театра. В «Мятеже» Д. Фурманова и С. Поливанова, которым открылся театр, Аджемян исполнил небольшую роль Козлова (1928), в«Восточном дантисте» А. Пароняна создал колоритный образ армянина Товмаса (газета «Банвор» писала, что игра Аджсмлна в этой роли не уступала блестящей игре Сарьяна в главной роли Тапарникоса).
В следующем году Вардан Аджемян сыграл трудную и интересную роль Павла Гулячкина в «Мандате» Н. Эрдмана. Печать и зрители высоко оценили это исполнение.
В 1931 году в спектакле «Нашествие Наполеона» А. Луначарского и А. Дейча, поставленном основателем Армянской театральной студии в Москве Суреном Хачатуровым, Аджемян блеснул исполнением роли Наполеона, создав яркий сатирический образ. Лично для себя Аджемян все еще окончательно не выяснил, чему он отдает предпочтение: актерскому искусству или режиссуре. Ведь в течение трех лет он не только интересно сыграл несколько ролей, но и поставил два замечательных спектакля: «Разлом» Б. Лавренева и «Марокко» С. Багдасаряна вошедшие в историю армянского театра.
Театр имени Г. Сундукяна.
В 1939 году Аджемяна пригласили на постоянную работу театр республики — имени Г. Сундукяна.
Пьеса Наири Заряна «Месть» была его первым спектаклем в этом театре, а также откликом в армянской драматургии на события Великой Отечественной войны.
«Месть» не является пьесой в полном смысле — это, скорее, драматическая поэма, в которой сила стихотворной строки превосходит силу драматического действия. Такая структура произведения подсказала режиссеру соответствующую форму спектакля. В нем художественному чтению отводилось значительное место. Перед Началом каждого акта на авансцене Театра имени Сундукяна, в котором Аджемян поставил «Месть» в октябре 1941 года, появлялись артистки Арус Восканян, Аник Мкртумян, Тамара Демурян и читали строки ихпоэмы. В этих прелюдиях к действию не только рассказывалось о происходящих событиях, но и активно выражалось авторское отношение к ним. Это были авторские комментарии к пьесе, внутри которой действие развертывалось самостоятельно.
Начиная работу над «Фронтом» А. Корнейчука, Аджемян одним из первых в советском театре осваивал сложную проблематику этого произведения. «Фронт» появился на сцепах ряда советских театров, в том числе МХАТ, Малого, Театра имени Вахтангова, Театра имени Моссовета, почти одновременно. Спектакль «Фронт» красноречиво свидетельствовал о полной победе реалистического начала в искусстве Аджемяна. Достигнутые в работе над пьесой Корнейчука успехи были закреплены в спектакле «Ванкадзор» Вагарша Вагаршяна, поставленном в Театре имеют Г. Сундукяна в1945 году.
В «Ванкадзроре» описаны события Великой Отечественной войны в очень своеобразной художественной манере. Герои пьесы — крестьяне затерянного в горах армянского села. Все тяжести поенного времени, все этапы войны —тяжелые дни отступления наших войск, переломный момент, когда Советская Армия переходит в контрнаступление, и канун победы над фашистской Германией—показаны не прямолинейно, а через сложные душевные переживания действующих лиц.
Мартирос Сарьян писал: «Все люди умеют смотреть, по важно уметь видеть, обнаружить. Острый глаз Аджемяна ищет в человеке те черты, которые, с одной стороны, подчеркивают типичное для данной личности, с другой— становятся материалом для «улыбки». Вот эти два качества — видеть и увиденное воплотить в рисунке — гармонично сплетаются в Аджемяне, и в результате создается интересное искусство, носящее яркую печать самобытности»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1975 года Вардану Мкртичевичу Аджемяну было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
Большой режиссерский талант Аджемяна, его неповторимую творческую индивидуальность, высокую гражданственность его искусства довершают и украшают неутомимый труд, феноменальная способность работать неустанно. Полвека Аджемян на ниве профессиональной режиссуры строил и развивал театральную культуру своего народа.
Являясь директором и главным режиссером Академического театра имени Г. Сундукяна, Аджемян одновременно руководил организованной им актерской студией при театре. Силами студийцев режиссер осуществил постановку пьесы М. Горького «На дне».Спектакль хорошо был принят зрителями и перенесен па большую сцену Театра имени Г. Сундукяна.
С 1944 года Аджемян вел педагогическую работу в Ереванском художественно-театральном институте. Не порвал он своих творческих связей с Ленинаканским драматическим театром имени А. Мравяна, в котором начиналась его режиссерская деятельность. Являясь художественным консультантом этого театра, он часто выезжал в любимый город, помогал молодым режиссерам театра. В Театре оперы и балета имени А. Спендиарова Аджемян был всегда желанным гостем, ему поручались сложные и ответственные постановки армянских национальных опер. Аджемян руководил студенческим самодеятельным театром, был консультантом нескольких народных театров.
Творческая жизнь Вардана Аджемяна в последние годы была заполнена предельно. В каждом новом театральном сезоне режиссер осуществлял две-три постановки пьес или опер, создавал учебные спектакли. До конца своей жизни Аджемян не потерял творческой молодости, задора полемиста, смелости современного художника.
В последний путь
Вардан Аджемян ушел из жизни 24 января 1977 года в Ереване, похоронен в пантеоне им. Комитаса.
За всю карьеру Аджемян поставил более трех десятков пьес современных армянских драматургов и около тридцати произведений русских советских авторов сценах театров Советской Армении.
Аджемян любил веселье на сцене, он буквально творил это веселье, степень яркости которого можно определить эпитетом «солнечное». Мир веселья и юмора действительно близок творческой натуре Аджемяна, удивительно тонко и точно подмечавшего смешное в людях.
Артист по натуре, Аджемян по-настоящему был артистичен и в режиссерской работе. Он умел по-юношески увлекаться сам и увлекать всех создателей спектакля, всех работавших с ним, он сам творил на репетициях, как творит актер на сцене, в нем всегда была обострена творческая интуиция, позволявшая не только правильно и разумно строить спектакль, но, что самое характерное именно для Аджемяна, фантазировать, творить спектакль.
Памяти Аджемяна посвящена мемориальная доска на проспекте Маштоца, также его именем названа одна из улиц в Ереване.