О политических процессах на Южном Кавказе и о противостоянии Запада с Россией pressunity.org побеседовал с политическим обозревателем, экспертом Фонда стратегической культуры Андреем Арешевым.
– Можно ли считать, что Карабахский конфликт завершен, после того как год назад Азербайджан взял под контроль всю территорию НКР?
– На этом этапе, как мне кажется, подобное мнение имеет право на существование. По факту армянское население покинуло оставашуюся после 44- х дневной войны 2020 г. территорию, периметр которой контролировался российскими миротворцами. На протяжении четверти века мы говорили о том, что земля принадлежит тому, кто на ней проживает, но в то же время мы видим, что Баку, пользуясь благоприятными для себя обстоятельствами, сумел создать новую реальность. Это, конечно, достаточно серьезный прецедент решения подобного рода вопросов, хотя и не эксклюзивный. Мы видим, как действует Израиль на сопредельных территориях – в секторе Газа, теперь на юге Ливана. К сожалению, это трагическая, драматическая реальность нашего неспокойного времени. В то же время, как подчеркивают многие российские эксперты, комплекс армяно-азербайджанских противоречий, конфликтов не сводится только к Карабаху. Мы видим, что и после 2020 и после 2023 гг. идут достаточно сложные процессы, связанные с подготовкой подписания мирного договора между Баку и Ереваном, который снова откладывается на неопределенный срок. Т.е. политический вопрос, так или иначе, остается на повестке дня.
– Алиев обвинил Ереван в затягивании переговоров по мирному договору. В то же время он заявляет, что задача номер один Азербайджана – наращивание военной мощи. Можно ли это так понимать, что Азербайджан, выражая недовольство, готовится военным путем решить вопросы, которые не удается решить путем переговоров?
– Сейчас все наращивают военную мощь. Республика Армения также пытается диверсифицировать свои военно-технические связи и активно развивает диалог в оборонной сфере с Индией, Францией и некоторыми другими странами. Но и одновременно ведутся дипломатические переговоры. Это отражение той опасной неопределенности, в которой застыл и регион, и мир, и республики Южного Кавказа в условиях оказываемого на них с разных сторон давления. Очевидно, что для западных партнеров Баку и Еревана особенно сейчас важно показать какой-то успех. И в этом плане достаточно показательна активизация контактов американцев и англичан с Азербайджаном.
В то же время, мы видим, что, действительно, подписание договора затягивается. Для Баку важно решить все вопросы, которые его беспокоят, в то время как Ереван очевидным образом находится в позиции более слабой и пытается привлечь каким-то образом какие-то дополнительные факторы и обстоятельства. И да, на определенном этапе складывается впечатление, что просто тянут время.
Чем это закончится, сказать достаточно сложно. В любом случае затягивание дипломатического процесса открывает окно для различного рода неприятных инцидентов, вооруженной эскалации. Российская сторона также пытается отслеживать все, что тут происходит, и при необходимости будет предлагать свои посреднические услуги, в том числе и в спорных вопросах.
– Запад активно наращивает свое влияние в Армении. Во время недавнего визита в Армению министр иностранных дел Франции заявил, что Франция защитит Армению от давления России. С другой стороны, США увеличивает поддержку демократии в Армении, доводя сумму финансирование до 250 млн. долларов. Не хочет ли Россия защитить Армению от влияния Запада?
– Относительно высказываний французского министра напомню, что примерно век назад киликийских армян Франция уже защитила определенным образом, что привело их к массовому исходу из этой части современной Турции. В этой связи различного рода напыщенные заявления французских политиков выглядят с одной стороны пропагандистски оправданными и обоснованными, но содержательно – не очень убедительными. Франция может оказывать Армении определенную военную помощь, но заявленной французским министром конфронтация между Россией и Арменией едва ли возможна в практическом плане, несмотря на различного рода заявления г-на Пашиняна и близких ему политических сил. Здесь имеют место попытки искусственно разжечь конфликт и противостояние. Это полностью обусловлено сегодняшней деструктивной политикой коллективного Запада в отношении России. Что же касается стремления России защитить Армению от Запада, то здесь будут предприниматься те шаги, которые бы позитивно воспринялись армянским обществом, особенно теми общественными силами, которые не поддаются различного рода манипулятивным схемам. Россия, как всегда, была и остается открыта к диалогу с Ереваном. В нынешней непростой ситуации подчеркнутое демонстративное спокойствие, отсутствие желания вестись на какие-либо провокации наиболее правильны. А дальше уже армянская сторона сама решит, с кем ей по пути. Может ей по пути с Турцией! Мы видели, что в Нью-Йорке в Турецком доме г-н Пашинян встретился с Эрдоганом. Другое дело, насколько это будет воспринято армянским обществом.
– Некоторые проевропейские партии в Армении инициировали процесс сбора подписей для включения в повестку Парламента вопроса о вступлении Армении в ЕС. Как на это смотрят в России?
– Я смотрю на это, как на медийное шоу, потому что в вопросе присоединения Армении к европейскому интеграционному образованию уже не раз были различного рода сигналы, что этого не будет. В частности, от господина Стана, который в своем недавнем интервью прямо ответил на этот вопрос. В этой связи инициатива и деятельность небольших внепарламентских сил, которые не являются оппозиционными, а вполне проправительственными, имеет преимущественно пропагандистский характер и нацелена на манипулирование общественным мнением, вселение в него ложных ожиданий относительно приближения перспективы участия Армении в европейском интеграционном объединении. Я хотел бы отметить, что современная Европа уже не является страной с молочными реками и кисельными берегами. Посмотрите динамику социально-политических протестов той же Германии, промышленный кризис. В этой связи усугубляющийся внутренний кризис в Евросоюзе тем более не дает каких-либо перспектив на принятие в него новых членов.
– Президент Франции Э. Макрон недавно заявил о необходимости достижения мира во всей Европе и подписания мирного договора с Россией. Видите ли Вы перспективу, что в ближайшее время конфликт на Украине и противостояние Запада с Россией завершатся?
– Подобного рода проговорки есть у Макрона и у Шольца, который немного поумерил свой былой пыл по поводу поддержки режима Зеленского. Возможно, это связано с той ухудшающейся обстановкой в Германии, о которой мы уже упомянули и которая, безусловно, влияет на все остальные страны Европы. Здесь, мне кажется, основной вопрос в степени самостоятельности европейских элит. В том, найдут ли они в себе силы каким-то образом предложить свою собственную игру, а не чужую, ориентированную на окончательный разрыв российско-европейских традиционных связей: энергетических, политических, культурных и иных, что стало реальностью за последние несколько лет. Совершенно очевидно, чья это игра, в том числе направленная и против Европы, и против России. Насколько удастся все-таки выйти из этой ловушки – это серьезный вопрос, ответа на который у меня в настоящее время нет. Безусловно, мы все выступаем за прекращение вооруженного конфликта с учетом тех реалий, которые сложились, но в то же время мы понимаем, что есть серьезные силы из числа т.н. младоевропейцев и спонсоров Украины, которые не заинтересованы в каком-либо переговорном процессе и завершении вооруженного противостояния.