О переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном , а также о других актуальных вопросах pressunity.org побеседовал с политологом, экспертом по международным отношениям Григором Баласаняном.
– Можно ли ожидать продвижения в переговорном процессе в положительном для Армении ключе в связи с международным саммитом СОР29, который пройдет в Баку?
– Во-первых, я не думаю, что Армения выиграет, если примет участие в этом саммите. С Азербайджанскойстороны это будет представлено как достижение, что между Арменией и Азербайджаном больше нет никаких проблем , и Армения солидарна даже по экологическим вопросам, а международному сообществу больше не за чем беспокоиться. Кроме того, я не думаю, что этот саммит может как-то повилять на переговорный процесс. На него могут повлиять только позиция сверхдержав, которые имеют свои интересы в нашем регионе. Как я уже говорил, мирный договор с Азербайджаном может быть подписан только тогда, когда он будет интересен Ирану и России, и будет восприниматься со стороны этих государств как положительный шаг. Если он не будет соответствовать интересам этих двух государств, я думаю, договора мы не увидим.
– В переговорном процессе одним из краеугольных вопросов остается открытие коммуникаций на юге Армении. В связи с этим наблюдается некоторое обострение в отношениях Ирана и России. С чем этосвязано?
– На днях Сергей Шойгу с необъявленным визитом посетил Иран, и было объявлено, что стороны не имеют никаких разногласий по поводу региональных вопросов. То есть все, что было заранее обговорено, остается в силе. Я бы не стал говорить, что между Ираном и Россией есть какие-то разногласия. Никогда ни в каком договоре не было написано, что будет Зангезурский коридор, особенно в 9-м пункте от 9 ноября2020г. Поэтому Россия еще раз объявила, что все договоренности остаются в силе. У меня появилась информация о том, что вопрос Зангезурского коридора можно считать закрытым. Между Ираном и Азербайджаном достигнуто соглашение о том, что Азербайджан будет связываться с Нахиджеваном через Иран.
– В связи с открытиями дорог на юге Армении с армянской стороны звучат предложения отдать контроль частной организации. О чем идет речь?
– Частные организации априори не могут контролировать государственные границы и дороги, которые проходят по территории Армении. Я ссылаюсь на последнее заявление премьер- министра РА в парламенте, когда он дал понять, что Армения в принципе согласна на реализацию 9-го пункта договора от 9-го ноября. Но я согласен с некоторыми экспертами, которые говорят, что тема частных организаций умышленно вбрасывается, чтобы дать понять внешним игрокам,что в Армении еще не решили по какому пути идти, есть общественный дискурс. Мы должны понимать, о каких частных военных компаниях идет речь. Если не будут стоять российские пограничники, значит, будут или американские, или французские, или британские. Других просто нет. В этом плане уже против будет Иран. Поэтому если мы говорим, что коммуникации будут открыты, а Иран и Россия говорят, что никаких противоречий нет, это означает 9-му пункту от 9-го ноября быть.
– Недавно Армения отметила свой очередной День независимости. Можем ли мы сегодня говорить об Армении как о независимом и суверенном государстве?
– В мире как таковых нет абсолютно независимых государств. Все государства от кого-то зависят. Но, когда мы говорим о суверенитете, часть армянского общества полагает, что суверенитет – это независимость от России или, если отношения с Россией ухудшаются, это борьба за независимость. Такого нет, и не может быть. Когда младшие чиновники западных стран и их послы все время вмешиваются в твои внутренние дела, говорить о независимости и суверенитете – смешно.
Да, мы зависим от России, потому что по-другому мы не можем найти дешевые энергоресурсы.
Но когда нам диктуют, что мы должны изменить уголовный кодекс, что ЛГБТ сообщество должно быть приемлемо для Армении, что уже трансгендеры начинают представлять Армению в различных конкурсах и т.д. – это суверенитет и независимость? Это пародия на независимость.
Поэтому мы должны понимать, что говорить с союзником, иметь тесные отношения, углублять экономические, политические, культурные, образовательные связи с союзником – это не означает, что мы теряем независимость. Наоборот, с помощью этого союзника мы можем защитить свою независимость, суверенитет от нападок тех товарищей, которые сидят и думают, как бы навредить. И что самое главное – их цель оторвать Армению от России, а потом, что будет с Арменией, это уже их не касается и не волнует. Поэтому пользуясь случаем, хочу поздравить нас всех с Днем независимости и пожелать, чтобы наша маленькая Армения действительно обрела независимость, действительно поняла, куда она идет, и чтобы она была понятна и для наших союзников, и партнеров, и для наших врагов.