Редакция Pressunity.org побеседовала с экспертом Российского совета по международным делам (РСМД) Камраном Гасановым о текущей ситуации на Ближнем Востоке и влиянии президентских выборов в США на американо-иранские взаимоотношения, о возможном размещении в Армении баз НАТО, а также о нежелании Армении участвовать во встречах на российской площадке.
— В СМИ разлетелась информация о том, что Армения планирует построить у себя несколько баз НАТО, а также создать тренировочный центр для горнострелковых войск. Как Вы относитесь к этой информации? Можно ли ее считать достоверной? И как это отразится на системе региональной безопасности Южного Кавказа и Азербайджана?
— Сотрудничество Армении и Запада набирает обороты. Европейцы уже отправляли свою наблюдательную миссию к границе с Азербайджаном. США проводили военные учения. Есть много других фактов, которые даже без той информации в СМИ — ее нужно проверить — говорят об отдалении Еревана от Москвы. Я думаю, все идет к тому, что Армения хочет променять российский зонтик безопасности на западный. Никого из региональных игроков не радует перспектива появления натовских баз, и в лучшем случае это может привести к повторной изоляции Армении.
— Власти Армении избегают встреч с азербайджанскими коллегами на российской площадке, в то время как в западных странах охотно соглашаются. Помощник президента РФ Ушакова заявил, что они пытались организовать встречу Пашинян-Алиев, но «кое-кто» не проявил интереса к этому. Чем это обусловлено?
— На Западе Пашинян чувствует себя среди своих, особенно около Макрона. Среди «демократов». В России он не получит такой односторонней поддержки, так как Москва не оценивает страны СНГ в зависимости от их режимов. Главный критерий — дружба с Россией, а с этим у Пашиняна большие проблемы.
— Конституционный суд Армении опубликовал свое решение от 26 сентября в котором в числе прочего было отмечено, что ссылка на декларацию «О независимости Армении» в преамбуле армянской конституции не имеет никакой юридической и правовой силы. Пытается ли данным решением Никол Пашинян продемонстрировать Азербайджану, что одно из его требований, касающихся изменения Конституции Армении уже осуществлено? И как это отразится на двусторонней повестке?
— Пашинян извивается как уж на сковороде, чтобы удовлетворить и просьбы Баку, и армянского населения/оппозиции. Но Баку непреклонен. Пока этот пункт не удалят из конституции, Алиев не пойдет на мир. Иначе это означает сохранение территориальных претензий. Так что в уловку Пашиняна в Баку не поверят, даже если его намерение и настрой на мир Алиева устраивают.
— Какова ситуация на Ближнем Востоке на данный момент? Стоит ли ожидать большой войны?
— При всей эскалации и рисках, основные игроки не заинтересованы в большой войне. США и Иран этого не хотят. Но кто знает, какую еще подлянку Нетаньяху подготовил к окончанию президентства Байдена?
— Как выборы в США и победа республиканцев/демократов повлияют на ближневосточную повестку США и отношения с Ираном? Стоит ли ждать перемен в этом направлении? И какими они могут быть?
— Чем ближе к выборам, тем больше Нетаньяху нагнетает обстановку и эскалируют с Ираном. Это ему нужно, во-первых, чтобы втянуть Байдена в конфликт с Ираном на случай дальнейшей победы демократов. Ведь если не придет Трамп — придется дальше жить с Харрис. Но если будет эскалация, перспективы ядерной сделки рушатся, и это устраивает Нетаньяху. Во-вторых, поддержание антииранского тренда помогает Нетаньяху продержаться у власти к приходу Трампа. Не факт, что Трамп будет бомбить Иран, но сделает многое — в плане денег, поддержки и оружия — для Израиля, что повысит внутренний авторитет Нетаньяху.