«С вокальной стороны исполнение Павла Лисициана было безупречным, и здесь особенно следует отметить вкус и деликатность, проявленные им в ансамблях, когда артист искусно вводил в созвучие свой мощный голос, не выделяясь и не доминируя. Сочный баритон певца обладает поразительным свойством насыщать ансамбль звучностью, не доминируя при этом»

Н. Шпиллер.

На протяжении всей творческой деятельности Павел Лисициан стремился раскрыть и познакомить слушателей с сокровищами национальной музыки. На оперной сцене он был вдохновенным певцом, создавшим характер одинаково хорошо как голосом, так и актерской игрой.

Бархатность тембра Лисициана воспевалась критиками. Лисициана по праву можно считать единственным в мире баритоном, который на одном дыхании пропел все три первые фразы из знаменитой арии Жермона в «Травиате». 

Юность 

Павел Герасимович Лисициан родился 6 ноября 1911 года во Владикавказе в армянской рабочей семье. С матерью, отцом и сестрой с малых лет мальчик занимался домашним музицированием, часто исполняя в дуэте с отцом или соло армянские, русские, украинские или неаполитанские песни. В девятилетнем возрасте он впервые выступил в концерте во Владикавказском драматическом театре (спел армянскую народную песню «Водовоз»). Музыкальное воспитание мальчика было разносторонним и интенсивным. Он учился игре на виолончели, брал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре.

В 1927 году Павел Лисициан окончил школу-девятилетку. Его юношеские годы прошли в рабочей среде, он был разнорабочим, учеником бурильщика в геологоразведочных партиях под Владикавказом и Батуми, буровым мастером в Ахалкалаки. 

Пятнадцатилетним подростком по окончании школы-девятилетки, Павел покинул родительский дом, чтобы трудиться самостоятельно. 

Летом 1930 года по путевке Тифлисского геологического управления он был направлен на рабфак Ленинградской консерватории. Блестяще выдержав экзамен и поступив в класс Л.М. Образцова, через несколько месяцев он сорвал голос и был отчислен.

Лисициан покинул консерваторию, но, оставшись в Ленинграде, пошел работать слесарем на газовый завод. В том же году он поступил статистом в Большой драматический театр, где ему стали поручать эпизодические роли. В театре молодому статисту доверили исполнение сольного номера — романс Шапорина «Ночной зефир». Эти выступления в Большом драматическом театре можно считать профессиональным вокальным дебютом артиста.  

На пути к всенародному признанию 

В 1932–1935 годах Павел Лисициан учился в Ленинградском музыкальном техникуме по классу З.С. Дольской. В техникуме он стал солистом Молодежной оперы, спев Фиорелло в «Севильском цирюльнике».  

В 1933 году начались, выступления в рабочих клубах, домах культуры, школах… концертная деятельность Лисициана, длившаяся 45 лет. 1937 год принес новые перемены в его артистической судьбе. Певец получает приглашение в Ереванский театр оперы и балета имени Спендиарова на первые партии. 

Но особый успех выпал на долю певца в дни Декады армянского искусства в Москве в октябре 1939 года. Он исполнил две героические партии — Татула и Грикора, а также принял участие во всех наиболее ответственных концертах. Компетентная столичная публика тепло приняла молодого вокалиста, заметили его и руководители Большого театра и уже не выпускали из поля зрения. Лисициану присваивается звание заслуженного артиста Армянской ССР, он награждается орденом Трудового Красного Знамени, избирается депутатом Ереванского горсовета, становится кандидатом в члены Коммунистической партии.

Вскоре начался новый ответственнейший этап работы — певца пригласили в Большой театр, где в течение двадцати шести лет ему суждено было быть ведущим солистом. В 1941 году Павел Лисициан дебютировал на сцене Большого театра в партии Онегина («Евгений Онегин» в постановке Л.В. Баратова), которая оставалась его любимейшей ролью всю жизнь. 

Его красивая внешность и высокий лирический баритон сделали его большим фаворитом, и вскоре он исполнял все ведущие партии лирического баритона в Большом театре и других крупных оперных театрах Советского Союза. В дополнение к стандартному русскому репертуару, включающему все важные партии баритона в операх Чайковского и Римского-Корсакова, Лисициан также исполнил Валентина в «Фаусте», Жермона в «Травиате» и Эскамильо в «Кармен». Благодаря отличной музыкальности он был востребован на многих премьерах, создал партии примерно в сорока операх, в том числе в «Декабристах» Шапорина и «Войне и мире» Прокофьева. Он продолжил свой интерес к армянской опере, создав заглавную партию в опере Чухаджяна «Царь Аршак II. 

Великая Отечественная Война и последующие годы 

С началом Великой Отечественной Войны Павел Лисициан вместе с бригадой выезжал по заданию ГлавПУРККА и Комитета для обслуживания Западного фронта, Резервного фронта генерала армии Жукова, кавалерийского корпуса генерала Доватора и других. Пел на передовых позициях фронта под обстрелом, под проливным дождем по 3-4 раза в день. 

За самоотверженную работу на фронте Лисициан был отмечен благодарностью Политического управления Западного фронта, командованием действующей армии, а также личным оружием от генерала Доватора. На фронтах и в тылу он спел больше пятисот концертов и гордится боевыми наградами — медалями «За отвагу», «За освобождение Кавказа». 

К концу 1941 года он был доставлен в ереванскую больницу в тяжелом состоянии и довольно долго находился между жизнью и смертью.

Историческим событием стало триумфальное выступление певца 1960 году в Метрополитен-опере. «В роли Амонасро в «Аиде» он был ведущей фигурой. Его игра носила королевский отпечаток», — писала газета The New York Times в августе 1960 года. «Он был первым советским певцом, появившимся на сцене нашего оперного театра по линии американо-советского культурного обмена. Г-н Лисициан впечатляет вокально и музыкально. Его баритон изумительно великолепен и дисциплинирован. Он обладает всеми атрибутами бельканто, с чем редко встретишься… Голос его ярок, компактен, но рождается без малейшего усилия на всем широком диапазоне».

С 1967 по 1973 год Лисициан был связан с Ереванской консерваторией: сначала как преподаватель, потом как профессор и заведующий кафедрой. В 1982–1991 годах был консультантом по вокалу Большого театра. С 1990 года вместе с Зарой Долухановой возглавлял Международную школу пения при Союзе театральных деятелей СССР. Во время гастролей в США (1960) и в Италии (1965), он, помимо участия в заранее запланированных концертах и спектаклях, находил силы и время для выступлений в армянских землячествах, а в Италии даже успел прослушать множество армянских детей, чтобы отобрать пригодных для профессионального певческого образования.

Павел Герасимович за свою долгую и насыщенную оперную жизнь одержал немало творческих побед, овации в его честь звучали под сводами «Ла Скала», «Метрополитен», Большого театра, и многих других. Он гастролировал более чем в тридцати странах. В одном только Большом театре он провел 26 сезонов, 1800 спектаклей. Его записи и по сей день остаются непревзойденными. 

В конце 1990-х годов Павел Лисициан был удостоен международной премии Американской академии музыки и звания «Лучший баритон ХХ века». Среди наград артиста — два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1951), орден Дружбы народов (1976), золотая медаль Фонда И.К. Архиповой (2002).

Умер Павел Герасимович 6 июля 2004 года. Похоронен на Армянском кладбище в Москве. В 2004 году в Москве образован Благотворительный фонд имени П.Г. Лисициана. А с 2008 года проходит Международный конкурс баритонов им. Павла Лисициана.

«В его облике нет и не может быть и намека на «сановность», он думает лишь об одном — быть нужным и полезным людям, своему делу. В нём живет святое беспокойство за музыку, творчество, добро, красоту».