До парламентских выборов в Грузии остается три недели, и вместе с наступлением в стране так называемого «бабьего лета» и общим потеплением все горячее становится в оппозиционном стане, который «твердо намерен» одержать победу на этих выборах и отправить в «политическое небытие» ныне правящую партию олигарха Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта». Но сами действия некогда объединенной оппозиции и выносимый на суд общественности серьезный разлад в ее рядах, взаимные обвинения и упреки наводят на мысль, что либо оппоненты нынешней власти в действительности не могут «найти общий язык» и «поделить шкуру еще не убитого медведя», то есть еще не завоеванную власть, либо эти показные противоречия скрывают под собой какой-то особый план, осуществлением которого оппозиция собирается добиться желаемой цели и заполучить бразды правления в собственные руки.
Очередное скандальное заявление сделал один из лидеров «Европейской Грузии», самого крупного «ответвления» некогда единого «Национального движения», бывший мэр Тбилиси и бывший соратник экс-президента Михаила Саакашвили – Гиги Угулава. Тот самый, которого прокуратура правительства «Грузинской мечты» обвинила в краже и растрате 50 млн лари из госбюджета и освобождения которого из тюрьмы объединенная оппозиция добилась в ходе переговоров по внесению поправок в Конституцию Грузии. На фоне обсуждения этих поправок, в результате которых парламентские выборы 31 октября 2020 года будут проводиться по новой, максимально приближенной к пропорциональной, избирательной системе, под давлением оппозиции и ее западных партнеров и кураторов, президент Грузии была вынуждена помиловать Угулава и еще одного бывшего соратника Саакашвили, министра обороны его правительства Ираклия Окруашвили. Но это лишь лирическое отступление…
О чем говорил Угулава в своем предвыборном видеообращении? О своем бывшем лидере Михаиле Саакашвили, который, как утверждает бывший мэр Тбилиси, сейчас действует против оппозиционного единства и играет роль своего рода буфера для Иванишвили и его «Мечты».
«Мы не сможем убрать Иванишвили до тех пор, пока его буфером не будет Саакашвили. 7 лет продолжается игра Иванишвили «здесь я, там Миша». И в этом противостоянии выигрывает Бидзина, а Миша надеется, что когда-то Бидзина так надоест народу, что рано или поздно власть попадет к нему (Саакашвили) в руки. В этой игре есть роль у каждого, кроме народа. Страна тонет в трясине, а изображенных на обеих сторонах медали «мегатронов» это вообще не волнует. Выход? Открыто и ясно, без всяких задних мыслей, без сделок, скажем: где кулаком Бидзину, там и локтем Мишу. Не создадим коалицию с Иванишвили и не поддержим премьерство Саакашвили. Только так мы сможем прорвать заколдованный круг Иванишвили, творцом которого, правда, с меньшей ответственностью, является и Саакашвили», – так эмоционально обратился к своим соратникам и сторонникам Гиги Угулава.
По его же оценке, «Единое национальное движение» превратилось в партию реакционеров и ретроградов, а Саакашвили ударил ножом в спину оппозиционного единства.
Модель, которую предложил Гиги Угулава, строится на трех задачах: оставить «Грузинскую мечту» на выборах на уровне ниже 40% голосов, остальным оппозиционным партиям набрать в сумме больше голосов, чем получит «Национальное движение», и затем сформировать коалиционное правительство без участия Саакашвили.
Надо отметить, что сам Михаил Саакашвили в своих частых видеообращениях постоянно бросает колкие и едкие замечания в адрес бывших соратников и единомышленников и одновременно уверенно обещает одержать на выборах победу и вновь явиться стране в облике премьер-министра.
А свою «предвыборную кампанию» пока активно проводит за границей, и одну из последних встреч устроил с грузинской диаспорой в Афинах. Причем устроил в «истинных традициях» своей партии, с неотъемлемым элементом таких мероприятий – попыткой нападения на него самого и срыва этой встречи. Интересно, что о предстоящем нападении Саакашвили было известно заранее. Накануне встречи в Афинах он написал на своей странице в соцсети Facebook: «Правительство Иванишвили узнало об этой встрече и с помощью Каладзе (мэр Тбилиси Каха Каладзе) поручило местным грузинским криминалам устроить провокации перед встречей. Конечно, мы об этом узнали. Организаторы нападения на меня – воры в законе Шушанашвили и Амброладзе». А после встречи с радостью сообщил, что она удалась на славу, греческая полиция сумела предотвратить провокацию, и даже воры и те предали Иванишвили. А посему пригрозил Бидзине Иванишвили, что очень скоро «увидится с ним в Тбилиси».
В «Национальном движении», которое строит свою предвыборную кампанию на «подсчете дней, остающихся до победы на выборах», крайне негативно отнеслись к видеообращению своего бывшего соратника Гиги Угулава и напомнили ему, что в ситуации, когда у всей оппозиции имеется один главный «противник» – Бидзина Иванишвили, нападать на другие оппозиционные партии и их лидеров нехорошо.
«При наличии насильственного режима нельзя нападать на оппозицию и лидера оппозиционной партии. Думаю, что заявления «Европейской Грузии» и Гиги Угулава не способствуют привлечению к ним избирателей. Наоборот, это еще больше вредит оппозиционной партии, которая видит свою самобытность в распространении клеветы, нанесении оскорблений и открытии широкого фронта против других оппозиционных партий», – заявила представитель «Национального движения» Хатия Деканоидзе.
Не одобрили позицию Гиги Угулава и некоторые его нынешние соратники. Так, депутат нынешнего парламента и кандидат в мажоритарные депутаты по Вакийскому и Сабурталинскому избирательному округу от «Европейской Грузии» Елена Хоштария заявила, что для нее лично такая форма предвыборной кампании неприемлема.
А в правящей «Грузинской мечте» были более категоричны и заявили, что в преддверии собственного поражения «Нацдвижение» и остальная оппозиция начали «грызть друг друга».
По мнению лидера большинства в парламенте нынешнего созыва Мамуки Мдинарадзе, «Национальное движение» и его различные ответвления дерутся из-за того, что не могут поделить между собой мандаты.
«Они-то разделились, но у них общее прошлое и общее будущее, они никак не поделят между собой, кому больше мандатов достанется, а кому меньше», – пояснил журналистам Мдинарадзе.
В правящей партии считают, что шансы оппозиции на победу на выборах практически равны нулю, а собственные шансы оценивают очень высоко и уверены, что сумеют набрать достаточное количество голосов для формирования однопартийного правительства. Напомним, что выборы состоятся по новой системе, согласно которой в парламент будут избраны 120 депутатов по пропорциональным спискам и 30 – по мажоритарным округам. Партия, которая сумеет преодолеть установленный для этих выборов 40% порог, получит право на формирование однопартийного правительства. В случае недобора этих 40% голосов в Грузии будет создано коалиционное правительство.
Возможно, процессы, протекающие в оппозиционной среде, отражают существующие между бывшими соратниками реальные разногласия и противоречия. Но не исключено, что за внешними препирательствами и взаимными обвинениями скрывается какой-то иной план по самоутверждению в нынешней политической ситуации и упрочению позиций для успеха на предстоящих выборах.
Грузинский эксперт Заал Анджапаридзе однозначно ответить на этот вопрос не берется и поясняет, что разлад в рядах оппозиции сегодня действительно налицо и об этом свидетельствуют заявления лидеров той или иной партии. Но в то же время и «Европейская Грузия», и «Национальное движение» говорят, что оппозиция должна быть единой и вместе бороться против общего соперника – Иванишвили.
«Скорее всего, здесь речь идет о том, какой из двух самых важных фрагментов некогда «Единого национального движения» («Европейская Грузия» или само «Нацдвижение»), а может и из трех, если присовокупить к ним еще одного бывшего соратника Георгия Вашадзе (вступившего в предвыборную борьбу с платформой «Стратегия Агмашенебели»), перетянет на себя одеяло избирателя. То есть, «Европейская Грузия», видимо, оценивает свои шансы на этих выборах, подсчитывает данные и осознает, что особый успех ей не светит. Я полагаю, что осознание этой реальности и было одной из возможных причин известного обращения Гиги Угулава, который призывает кулаком ударить Бидзину и локтем оттолкнуть Саакашвили», – отметил в беседе с корреспондентом Пресс-клуба «Содружество» Заал Анджапаридзе.
По мнению эксперта, такой лозунг является ошибочным и недальновидным, и в глазах избирателей «Европейская Грузия» ничего от него не выигрывает.
«Избиратели, естественно, зададут вопрос: одного лидера отвергли, другого – тоже, а что же имеется в сухом остатке? А там остается «Европейская Грузия», которая предлагает себя. А в «Европейской Грузии» скопились именно те лидеры, к которым у большинства наших избирателей имеются очень серьезные претензии и которые прямо причастны к преступлениям, совершавшимся в период правления Нацдвижения», – подчеркнул эксперт.
Что касается критики еще одного бывшего соратника «националов» Георгия Вашадзе, она, по мнению Заала Анджапаридзе, обусловлена его выходом из состава оппозиционного объединения «Сила в единстве».
«Вашадзе представлял в этом объединении живую силу, придавал ему какой-то импульс. А сейчас в объединенной оппозиции остались лишь легковесные лица, которые, не считая «Национального движения», никакого климата в политической жизни Грузии не создают. Так что неприязнь к Вашадзе обусловлена чисто субъективно-эмоциональными факторами. И именно поэтому «Национальное движение» решило противопоставить ему конкурента в мажоритарном избирательном округе», – пояснил Заал Анджапаридзе.
Отметим, что еще до начала распада оппозиционного объединения «Сила в единстве» было достигнуто соглашение о выдвижении Георгия Вашадзе единым оппозиционным кандидатом по Исанскому избирательному округу Тбилиси. Но после выхода Вашадзе из рядов объединенной оппозиции и формирования собственной платформы «Стратегия Агмашенебели» соратники Михаила Саакашвили выдвинули кандидатом в мажоритарные депутаты по этому же округу члена «Единого национального движения» Хатию Деканоидзе.
Грузинские эксперты считают, что подобный разлад в рядах оппозиции, в первую очередь, льет воду на мельницу правящей партии «Грузинская мечта». Хотя следует отметить, что ход истории и исход выборов в Грузии порой бывают трудно предсказуемыми. Здесь свою роль играют не только внутренние, но и (зачастую более важные) внешние факторы. К тому же, «Грузинская мечта» правит в Грузии второй срок подряд. Пойти на третий срок ее предшественникам пока не удавалось. А бывшая партия власти «честно отслужила» два срока в рядах оппозиции и небезосновательно надеется на этот раз добиться успеха. Так что еще не известно, чья возьмет…