Президент России привёз в Бишкек внушительную бизнес-делегацию. Стороны заключили новые экономические контракты, но их число незначительно по сравнению с имеющимся потенциалом. По мнению экспертов, кыргызская сторона не предоставила выгодные масштабные инвестиционные проекты.

Путин и Жээнбеков подписали 17 документов, плюс на прошедшем параллельно кыргызско-российском бизнес-форуме было заключено полсотни соглашений, контрактов и меморандумов на сумму более 6,1 миллиарда долларов. Также Россия предоставила безвозмездную помощь в 30 млн долларов.

Стороны также подписали протокол по «Объединенной российской военной базе». Изменился статус и условия пребывания российской авиабазы в Канте. Площадь базы увеличилась почти на 60 гектаров, соответственно, выросла и арендная плата на 291 тысячу долларов.

Известный политолог из Кыргызстана Марс Сариев в интервью Пресс-Клубу «Содружество» позитивно оценил достигнутые соглашения, но указал на их незначительность из-за слабых предложений с кыргызской стороны.

– Марс Осмонкулович, что важного можно выделить из того объёма заключенных соглашений во время визита Владимира Путина в Бишкек?

– Все договорённости ещё предстоит детально изучить, но определённые выводы уже можно сделать. Визит в экономическом плане прошёл хорошо, подписаны как соглашения, так и протоколы о намерениях. Особенно актуальны договоры в горнорудной промышленности (на сумму более чем миллиард долларов) и поставок сельскохозяйственной продукции на $600 млн. И, конечно же, $30 млн безвозмездной помощи для бюджета Кыргызстана.

Важный момент во время визита был в том, что это можно истолковать как политическую поддержку Сооронбая Жээнбекова со стороны Москвы. Я думаю, это было необходимо как с экономической точки зрения, так и с политической. Действующей власти для стабильности в традиционно напряжённый весенний период этот визит сыграл очень хорошую роль. Полагаю, что приезд Путина и эти договорённости будут способствовать тому, что весна будет стабильной.

Полученная поддержка Москвы важна и тем, что на этом вопросе сыграли и оппоненты действующей власти, включая экс-президента Алмазбека Атамбаева.

Но, несмотря на продуктивность достигнутых соглашений, хотя я бы подчеркнул, что все они были предложены российской стороной. С нашей же стороны была явная слабость, что не было предложено и подписано никаких прорывных проектов, как это сделал, например, Узбекистан.

Единственное, о чём я лично слышал, так это проекты по строительству малых ГЭС, но ничего более существенного больше не было. Российский бизнес ждал и мог инвестировать больше средств. В этом отношении в выгодном плане отличается Узбекистан, страна, которая не входит ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС, но зато получает большие инвестиции со стороны России (вспомнить хотя бы договор о строительстве АЭС).

Но в целом, я думаю, что это был удачный визит для обеих сторон, экономическая и политическая поддержка действующей власти получена и будет способствовать стабильности в Кыргызстане. Также визит Путина и достигнутые экономические соглашения отодвигают возможность пролонгации соглашения с США о сотрудничестве. В этих условиях этот вопрос будет отодвинут на более дальний срок.

– Почему в числе соглашений по авиабазе в Канте есть пункт по увеличению стоимости аренды?

– Арендную плату увеличили потому, что Россия теперь дополнительно арендует ещё 60 гектаров, тем самым увеличивает площадь базы. Там будут базироваться и новые виды вооружений, например, беспилотные летательные аппараты.

Кроме того, через это оказывается поддержка и бюджету Кыргызстана: нужно считать не только $30 млн, но и арендную плату за военные объекты в КР. В итоге Россия расширяет площадь и функционирование своих военных объектов в Кыргызстане для укрепления региональной безопасности, а Бишкек за это получает дополнительные деньги. Довольны обе стороны.

– В день приезда Путина одна семейная пара устроила пикет против приезда Путина с провокационными лозунгами. Эта акция была спланирована по их личной инициативе или кто-то помог?

– Они действуют по той же схеме, с помощью которой некоторые наши журналисты эмигрировали в западные страны. У них, например, как выяснилось, есть открытая виза в Мексику, видимо, не получается дальше эмигрировать в США. Вот и решили таким способом попасть в штаты, поэтому, я думаю, это была их частная инициатива для облегчения эмиграции.

Это не первый подобный поступок, когда некоторые наши «активисты» таким путём хотят получить политическое убежище и вид на жительство где-нибудь в Европе или США.

– По окончании визита российская сторона предложила президенту Кыргызстана с ответным визитом посетить Москву. Значит, Путин остался доволен поездкой?

Владимир Путин, конечно, должен быть доволен достигнутыми соглашениями. Но, повторюсь, Россия рассчитывала на большее, ожидая с кыргызской стороны каких-то «мощных» и продуманных проектов, (аналогичных, которые поступили из Узбекистана). Россия имеет возможность инвестировать гораздо больше денег, но из-за нашей пассивности этого не произошло.

В целом, если брать минимальные ожидания, то Россия достигла своих целей во время этого визита и бизнес-форума. Заметьте, что визит был сокращён на полдня, видимо, из-за того, что многие из приехавших делегаций сотен бизнес-структур не выступили. Это говорит о том, что кыргызская сторона не выдвинула дельных предложений. Это очень плохо, т.к. была возможность получить гораздо большую сумму. Но, что есть, то есть, но Москва, конечно же, сделает определённые выводы.

Бизнес, бизнес и ещё раз бизнес

Другой политолог из Кыргызстана, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков также отметил слабость выдвинутых проектов со стороны Кыргызстана, но общий итог можно считать вполне успешным.

– Игорь Альбертович, что Бишкеку дадут достигнутые соглашения во время визита российского президента?

– Один из ключевых итогов визита Путина — это сотрудничество между двумя президентами. Важными для властей Кыргызстана были слова Владимира Путина о том, что «новое руководство обеспечило республике стабильность».

Потому что без стабильности невозможно говорить о реализации значимых экономических проектов, поэтому это был один из ключевых моментов в ходе визита. Путин положительно оценил то, что после передачи власти новому президенту руководству республику удалось сохранить в стране мир и стабильность.

Что касается экономической сферы, то здесь называются разные оценки. Известно о подписанных контрактах, соглашениях и протоколах о намерениях на 6 млрд долларов. На том бизнес-форуме, где я был, присутствовали представители из 20 регионов России. Сам видел, как подписывались соглашения о поставках продукции нашего агросектора на 60 млн долларов.

«КамАЗ», насколько я понял, готов был здесь проводить сборку технических узлов для своих автомобилей. Важные соглашения на 1 200 000 долларов в развитии горнорудной промышленности, участие в геологоразведке. Сам Владимир Путин назвал перспективным проектом освоение золоторудного месторождения «Джейруй».

Отдельным блоком шло обсуждение деятельности «Кыргызско-Российского фонда развития» (который был создан для адаптации участия Кыргызстана в ЕАЭС). Его представители много говорили о своей работе, проектах, о возрождении переработки аграрной продукции в регионах страны.

Ещё один важный момент на бизнес-форуме был в обсуждении вопроса поставок кыргызской продукции на российские рынки. Мне кажется, здесь тоже всё было максимально конкретизировано, не общие слова. Когда выступали представители крупнейших российских торговых сетей, они говорили о том, какие виды продукции им необходимы. Также они оценивали качество кыргызской продукции в сетях, где она уже продаётся, то есть вместо общих слов была конкретика.

Было большое представительство со стороны кыргызского бизнеса. Но проблема в том, что мы пока ещё мало что можем производить. Это, кстати, показала и выставка в рамках этого форума, которая была очень скромная, на ней были представлены не более 20-30 компаний. Всё-таки наши производители пока сильно отстают от запросов российских рынков.

– Что означает для двух стран изменения соглашений по российской базе в Кыргызстане?

– Этот визит Путина наконец-то снял все предположения, что Россия будет открывать ещё одну базу на юге страны, слухи о которой постоянно муссируются много лет. И говорили, что приедет Путин и чуть ли не лично откроет эту базу. Мне кажется, многие вопросы в этом направлении этот визит снял.

На самом деле вопрос состоял в том, чтобы максимально эффективно использовать действующую авиабазу в Канте. В результате переговоров достигнуто соглашение о проведение реконструкции, расширение объекта и так далее. Также на кантской базе будут заниматься тренировочной деятельностью военнослужащие Кыргызстана.

Экономист из Бишкека Нургуль Акимова полагает, что достигнутые соглашения, в первую очередь, скажутся на инфраструктурных проектах.

– Визит Путина воспринимаю как символическое событие для малого и среднего бизнеса. Ведь фактические обязательства появились только по линии государственных инвестиций. Все остальные заключили меморандумы, то есть декларативные документы.

Думаю, ключевой целью предложенных проектов были формализация ранее достигнутых договоренностей. Россия давно намеревалась завершить газификацию страны, в обмен на реализацию военно-технических проектов.

Следующим шагом, полагаю, будет выкуп кыргызской железной дороги. Судя по тому, что эта отрасль у нас не развивается, не вкладываются серьезные инвестиции в инфраструктуру, а тариф заведомо невыгодный и пока что не согласованный. Налицо все признаки готовящейся продажи.

Евгений Погребняк