На днях в столице Аджарской автономии, в черноморский порт Батуми, с четырехдневным визитом побывал британский военный корабль ПВО HMS Dragon. Командир корабля Джайлс Палин, по сообщениям местных средств массовой информации, заявил, что визит военного корабля в Батуми подтверждает поддержку Соединенного Королевства региона. «Мы хотим помочь в улучшении свободного передвижения и доступа в масштабах Черного моря», — сказал он.
Визит корабля в Батуми приветствовало также Министерство иностранных дел Грузии. По заявлению пресс-службы ведомства, это «еще один наглядный пример успешного двустороннего сотрудничества в области безопасности и обороны между Грузией и Соединенным Королевством». В рамках визита английские моряки побывали на местном кладбище, где покоятся останки британских моряков, погибших на нашей земле ровно сто лет тому назад. Вместе с представителями местных властей они почтили память своих соотечественников.
И в этой связи, вашему покорному слуге, как историку, весьма интересно провести небольшой экскурс в прошлое нашего края, чтобы еще раз удостовериться – прошлое никуда не исчезает, а порой возвращается, только на другом витке исторического развития.
Итак, сто лет тому назад, в 1920 году, английские моряки уже были здесь, в Батуми. Несколько военных кораблей и части регулярных войск Британской империи составили т.н. Британский экспедиционный корпус, который обеспечивал английское управление тогдашней Батумской областью. Решение о высадке в Батуми и вводе войск в Закавказье, как известно из истории, было принято британским правительством еще в ноябре 1918 г. Поражение Османской империи в первой мировой войне и распад Российской империи сделали возможным осуществление этих планов.
Напомним, что в те годы в нашей стране у власти были такие же социал-демократы, что и в России, но там – большевики, а у нас – меньшевики. Они представляли собой два крыла одной партии и идеологически во многом сходились, хотя и были разногласия. В частности, о будущем устройстве бывших частей империи. Меньшевики, почувствовав вкус власти, пытались дистанцироваться от московских соц-деков, уповая на помощь англичан. Правительство Н. Жордания (партийная кличка Костров) надеялось, что англичане воспрепятствуют победоносному движению большевиков по Кавказу.
В поисках новой информации по этому вопросу на бесконечных просторах Интернета обнаружил любопытный документ, составленный в конце апреля 1920 г., когда Красная армия, разбив деникинцев, на западе Кавказа приближалась к границам Грузии, а на востоке Кавказа готовилась начать советизацию Азербайджана. Речь идет о телеграмме из Константинополя с оценкой ситуации от адмирала Джона де Робека, командующего Средиземноморским флотом Англии, министру иностранных дел Великобритании лорду Керзону.
Интересно, что в донесении делается заключение о нецелесообразности выдвижения британских войск к восточной и северной границам Грузии из-за угрозы внутренних восстаний в тылу, что свидетельствует об определенной слабости правительства меньшевиков.
В те дни в Батуми находился британский линкор «Император Индии», только что прибывший из Константинополя с контр-адмиралом Майклом Кулме-Сеймуром на борту, и линкор «Аякс». Вот, что писал контр-адмирал Майкл-Кулме Сеймур адмиралу Джону де Робеку 11 июля 1920: «Их (т.е меньшевиков) единственное опасение — это большевистское наступление из Азербайджана, и в этом случае они, несомненно, надеются на определенную помощь союзников. Они очень хотят, чтобы британские суда, если возможно и один линкор, оставались в Батуми, и вообще, кажется, нервничают, что они будут совсем брошены Англией. Они были бы очень рады получить заверения что британские корабли будут защищать их побережье от любого нападения русских войск (Добровольческой армии или большевиков). Я, конечно, не дал им никаких гарантий или указаний о британской политике, кроме заявления, что один из наших кораблей пока останется у Батуми».
К этому остается добавить, что через несколько недель последний английский корабль покинул наш порт, а через полгода отсюда же бежало и меньшевистское правительство. Ведь никаких «гарантий или указаний» от британского адмирала оно так и не дождалось.