На фоне агрессии Азербайджана против Арцаха и идущей с сентября войны, внутриполитическая жизнь в Армении замерла. Оппозиция, как парламентская, так и внепарламентская, заявила о свой поддержке действующей власти независимо от существовавших ранее конфликтов.

О внутренней политике в Армении вновь заговорили 17 октября, когда 13 внепарламентских оппозиционных партий выступили с заявлением, в котором предложили властям варианты сотрудничества.

Оперативный штаб и бывшие президенты

Представитель Верховного органа АРФ “Дашнакцутюн” Ишхан Сагателян зачитал 17 октября заявление 13 внепарламентских оппозиционных партий, в котором они предложили правительству создать особый государственный орган – штаба оперативного управления военно-политическими вопросами, а также привлечь бывших президентов и премьер-министров для защиты Армении и Арцаха.

“1. Срочно создать штаб-госорган оперативного руководства военно-политическими вопросами, наделив его правомочностью принятия решений, планирования и систематизации оперативных действий;

2. Для эффективной организации защиты Родины привлечь прошлых и действующих президентов, премьер-министров, министров обороны и иностранных дел Армении и Арцаха, иных лиц, имеющих военный и политический опыт”,- говорилось в заявлении.

Помимо АРФ “Дашнакцутюн” заявление подписали бывшая правящая Республиканская партия Армении (РПА), а также партии “Азатутюн”, “Национальная повестка”, “Национально-демократический союз”, “Объединение национального самоопределения”, “Еркир Цирани”, “Наследие”, “Солидарность”, “Демократическая партия Армении”, “Родина”, “Во имя социальной справедливости” и “Одна Армения”.

“Эти политические силы считают, что у нас еще есть неиспользованный потенциал. Необходимо объединить все возможности нашего народа в этой роковой ситуации для обеспечения победы”, — отметил Сагателян.

Он также сообщил, что о принятом заявлении они поставили в известность бывших президентов Армении и Арцаха, а после обнародования текст заявления будет отправлен им для выражения их позиции. При этом обсуждение этого вопроса с премьер-министром Николом Пашиняном не проводилось.

Реакция властей и ее сторонников

Что касается реакции властей на предложение 13 оппозиционных партий, то пресс-секретарь премьер-министра Никола Пашиняна Мане Геворкян лишь сказала: “Заявление принято к сведению”.

В свою очередь депутат правящей парламентской фракции “Мой шаг” Ваагн Тевосян назвалпредложение оппозиционных партий антиконституционным. “Я вижу в этом нюансы свержения конституционного строя, даже если изначально такого намерения не было. Я считаю, что на данный момент военно-политическая власть хорошо выполняет свою работу, в таком органе нет необходимости, кроме того, что он антиконституционный. Но я думаю, что эти партии, естественно, могут оказать какие-то консультационные услуги, если считают, что это необходимо, через другие механизмы. Создание органа, наделенного возможностью принимать такие решения, антиконституционно и тем более во время военного положения очень опасно”, — заявил депутат.

Негативно воспринял инициативу и занимавший пост премьер-министра с 1998-го по 1999 год ректор Российско-Армянского университета (РАУ) Армен Дарбинян. “Считаю предложение 13 партий не только неуместным, но и вредным. У страны есть руководитель, который несет полную ответственность за ситуацию. Если сочтет целесообразным, посоветуется с тем, с кем захочет. Как бывший премьер-министр я отказываюсь участвовать в любом подобном формате”, — написал он на своей странице в Twitter.

При этом примечательно, что предложение оппозиционных партий представитель бюро АРФД Акоп Тер-Хачатурян обсудил с первым президентом Армении Леоном Тер-Петросяном (в его команду, в свое время, входил Никол Пашинян). Несмотря на то, что с 90-х годов ХХ века у “Дашнакцутюн” очень сложные отношения с первым президентом.

Однако, несмотря на данное обсуждение, Тер-Петросян также негативно отреагировал на инициативу оппозиционных партий. “Удивляюсь, как РПА и АРФД, имеющие репутацию серьезных и массовых партий, могли поддаться влиянию десятка безответственных партий-персон. Если это сделано исключительно с целью пиара, то это всего лишь провальная инициатива. Тем не менее, думаю, что инициаторы заявления руководствовались не целью государственного переворота, как оценивают некоторые, а глубокой обеспокоенностью судьбой Арцаха и Армении, охватившей весь армянский народ. Военная и послевоенная внутренняя грызня отнюдь не является той желательной перспективой, которая сегодня необходима для жизненно важного для армянства единства. Этим мы лишь направим противнику опасный для нас «сигнал», — отметил экс-президент.

При этом член Верховного органа АРФД Ишхан Сагателян сообщил Радио Азатутюн, что пока официального ответа от властей на свое предложение они не получили. А комментируя критику заявил, что эти люди просто не поняли, что они предлагают.

Экспертный взгляд

Армянский эксперт Виген Акопян в беседе с Пресс-клубом “Содружество” прокомментировал идею оппозиционных партий о создании оперативного штаба и использовании опыта бывшего руководства. “Вообще-то это старая идея. С первого дня войны говорилось о необходимости привлечь старых руководителей, которые тем или иным образом руководили во время войны или управляли экономикой в чрезвычайных ситуациях. Чтобы использовать потенциал всех, и чтобы это стало символом консолидации.

Это предложение обусловлено довольно сложной ситуацией: война, ситуация в экономике, а также пандемия коронавируса. Нужна консолидация, и оппозиция в очередной раз протягивает руку сотрудничества властям, чтобы власть могла использовать все их ресурсы, в частности личные связи”, — сказал он.

На вопрос, примет ли власть это предложение, Акопян ответил: “Может идею штаба, который схож по идее с Комитетом обороны, не примут. Власть может не захотеть создавать новый орган с полномочиями. Но я не исключаю, что может быть принята идея консультационного органа. И, к примеру, пресс-секретарь премьер-министра Мане Геворкян не исключила, что эта идея может быть обсуждена. Хотя обычно, когда из оппозиции ранее шли какие-то предложения, власть категорично их отвергала”.

От Халатян Айк

Политический обозреватель