Мир стремительно меняется. Содержать глобальную инфраструктуру мировой экономики на основе единого эмиссионного центра мировой резервной валюты, всемирного разделения труда и гигантских несбалансированных производственных и технологических цепочек становится слишком тяжело. И вполне закономерно, что эти проблемы проецируются на внеэкономические плоскости. Согласитесь, что, к примеру, в 90-е годы прошлого столетия трудно было даже представить, чтобы в каком-нибудь уголке мира вспыхнула бы хоть искорка с мизерным потенциалом перерастания в существенный конфликт и чтобы Госдепартамент США не выступал с жесткими «поучительными» заявлениями в аккурат с форматом провозглашенного «Нового мирового порядка». Сразу после этих ультимативных заявлений следовали существенные изменения в позициях одной, а порой и обеих противостоящих сторон, причем нередко доходило до смены позиций на диаметрально противоположные. И особенно наглядно это было видно в таком чувствительном для США и «коллективного Запада» регионе, как постсоветское пространство. 

На этом фоне нынешняя вялая реакция американской администрации на весьма динамичные и сложные процессы в регионе, конечно, не может не привлекать внимания. Еще более примечательно то, какое слабое влияние оказывает эта реакция на позиции сторон-участников конфликтов. На мой взгляд, это очевидно демонстрирует прагматичность внешнеполитического и внешнеэкономического курса администрации Трампа, который сфокусировался на безусловном приоритете усиления роли США в первую очередь в регионе своих жизненных интересов и укрепления позиций этой страны во взаимной торговле со своими основными внешнеторговыми партнерами. 

Вместе с тем, на мой взгляд, многие эксперты заблуждаются, полагая, что «коллективного Запада как проводника идеи Нового Мирового Порядка» уже больше не существует. Думаю, попытки раскачать ситуацию на постсоветском пространстве, которые наблюдаются в последние недели и месяцы отчетливо показывают, что либеральные глобалисты решили дать решительный, возможно, последний бой с целью удержания своих резко слабеющих позиций в мировой экономике и политике. В свете приближения развязки американских выборных баталий, полагаю, было бы наивным считать случайным время этих атак. 

Время поджимает и нужно максимально надавить на своего главного геополитического конкурента и попытаться сделать так, чтобы уничтожить саму возможность евразийских интеграционных процессов. События, происходящие в Беларуси, Южном Кавказе, Киргизии, знаковые последние зарубежные визиты украинского президента Зеленского , активизация «Соровских продуктов» по всему периметру российских границ, «загадочное отравление» «отчаянного борца с коррупцией в России», попытки надавить на «Северный поток-2» трудно характеризовать иначе, как относящиеся к одной цепи звенья.

В контексте этого беспрецедентного прессинга надо отдать должное выдержке российского руководства и лично Президента России В. Путина, который хладнокровно и весьма умело нейтрализует эти атаки, при этом не уступая ни на шаг в том, что касается национальных интересов своей страны. Причем надо понимать, что атаки эти направлены не только на Россию, но и на постсоветское пространство в целом, поскольку нетрудно увидеть, что малейшие ослабления позиции Москвы неминуемо приводят к эскалации дестабилизации во всем регионе. А тем, кто, наоборот, считает хорошим тоном обвинять во всех проблемах Россию, хочу напомнить, что опыт последних более чем ста лет убедительно показал, что именно в период ослабления позиций Москвы весь регион погружается в пучину хаоса, неразберихи, межнациональных и межгосударственных конфликтов. Вместе с тем, спешу огорчить тех, кто ждет ухода с геополитической сцены России. Это то, чего с нетерпением ждут «особо одаренные аналитики и предсказатели разных мастей и рангов» на протяжении столетий, но этого не происходит, потому что никто не отменял научно обоснованные закономерности развития исторических процессов. Державе со столь мощным интеллектуальным, природным, военно-политическим, дипломатическим и экономическим потенциалом и являющейся весьма комфортной площадкой для мирного сосуществования такого количества национальностей приказано жить!

Наряду с этим, не надо забывать, с чего начиналась смута конца прошлого века в наших тогда еще республиках великой страны. Смута начиналась с ростков сепаратизма, межнациональной вражды, посеянной несомненно извне для развала Советского Союза, и процесс начинался именно на Южном Кавказе. Думается, символично и весьма закономерно, что процессы развития и обновленной интеграции в регионе должны начинаться с решения именно этих межгосударственных конфликтов на постсоветском пространстве, потому что альтернативами мирному сосуществованию и развитию народов, заселяющих наш регион, могут являться только смута и бесконечные кризисы. 

При этом, безусловно, именно Россия является страной и, если хотите, центром не только для примирения народов и государств, но и задающим тон и инициативу с точки зрения развития и в том числе, конечно, по экономической повестке. А для этого, уверен, что именно Москва должна представить образ будущего развития для всего региона. Тот образ будущего, который будет привлекательным для стран региона и который бы обеспечил устойчивое и опережающее технико-экономическое, социальное, гуманитарное развитие. 

И вне всякого сомнения, это должен быть не тот образ, который навязывался на протяжении последних десятилетий либеральными глобалистами и который был направлен на деградацию общественного развития. Думаю, что постсоветское пространство нуждается в образе будущего, сочетающего в себе устойчивое и гармоничное развитие всех стран нашего региона. Благо, имея в виду огромный интеллектуальный, творческий и воспроизводственный потенциал народов, населяющих наши страны, а также многолетний позитивный опыт, можно с уверенностью утверждать, что имеются все предпосылки для такого развития.

От Мамедов Эльшад

Доктор экономических наук, Профессор