Начало страстной недели в православной Грузии ознаменовалось нешуточными страстями в Панкисском ущелье, что на северо-востоке страны. Конфликт между отрядом спецназначения Министерства внутренних дел и местным населением разгорелся из-за начала строительных работ гидроэлектростанции малой мощности на реке Алазани. Несколько сот жителей ущелья протестовали против строительства, настаивая, что это повредит экологии региона и они будут вынуждены покинуть родные дома.
По сообщениям СМИ, реагируя на запрос Министерства экономики и устойчивого развития страны, МВД стянуло в ущелье дополнительные силы полиции и спецназ. Это вызвало бурную реакцию панкиссцев – вход пошли «коктейли молотова», камни и палки. В ответ правоохранители применили слезоточивый газ и резиновые пули. Итог противостояния печальный: по сообщениям пресс-центра МВД, увечья разной тяжести с обеих сторон получили более сорока человек, сожжено 10 полицейских автомобилей и выведен из строя экскаватор, принадлежащий строителям.
Срочно на место происшествия явились министр внутренних дел страны Г. Гахария в сопровождении министров защиты окружающей среды и природных ресурсов, инфраструктуры и регионального развития, экономики и устойчивого развития, других ведомств. Одним словом, чуть ли не половина состава Кабинета министров собралась в ветхом сельском доме, где проходили переговоры со старейшинами панкиссцев (трансляция шла по центральным телеканалам в прямом эфире).
Подобные противостояния между местными жителями и строителями бывали и раньше в других регионах страны. К примеру, жители нагорных районов Аджарии в свое время протестовали против строительства плотин гидроэлектростанции на реке Чорохи. Но строительство все-же началось и не так давно завершилось. Внимания к проблемамаджарцев со стороны средств массовой информации и политических партий ( почти все из них осудили действия властей) было проявлено на порядок меньше. В чем же дело?
Думается, что вся эта шумиха поднята не из-за масштабов гидроэлектростанции, или самого ущелья. Планируемая мощность гидроэлектростанции 5 мегаватт, а само Панкисское ущелье в длину составляет около тридцати километров, в ширину – 5 км. Главное, что обращает на себя внимание – географическое местоположение: ущелье граничит с северокавказскими республиками РФ. И населяют его, в основном чеченцы, которых мы, грузины, испокон веков называли кистинами. Так что этот регион отличается от других своими этническими и религиозными особенностями (кистины исповедуют ислам).
Исторически так сложилось, что между нами по-разному складывались взаимоотношения в различные периоды. Такие классики грузинской литературы, как Важа Пшавела и Александр Казбеги в своих произведениях довольно подробно описывали все нюансы этих взаимоотношений. Были периоды, когда кистины нападали на наши села, угоняли скот и людей, были времена проявления дружбы и братства.
Теперь изменились и времена и нравы. Скот никого не интересует, но появились другие материальные ценности – такие как оружие и наркотики. За последнее десятилетие грузинские правоохранительные органы не раз проводили в селах ущелья спецоперации, которые нередко завершались ранениями и убийствами с обеих сторон. Некоторые из таких случаев до сих пор не расследованы до конца, а родственники пострадавших требуют наказания виновных.
Кроме того, во времена расцвета т.н. Исламского государства (ИГИЛ), в средствах массовой информации прозвучало, что в его рядах воюют несколько десятков выходцев из этого региона, и что территорию ущелья они используют в качестве своей базы. В прошлом году наш тогдашний президент Маргвелашвили и глава дипломатической миссии США господин Келли даже посетили ущелье, после чего высокопоставленный дипломат заявил, что в ущелье точно нет баз террористов.
Вот о каком, в полном смысле этого слова, взрывоопасном регионе идет речь. И наши власти не нашли ничего лучшего, как демонстрация своей силы. И получили вполне адекватный ответ. Им пришлось пойти на уступки, признав, что не пользуются ни поддержкой у населения, ни авторитетом. Иначе как можно расценить заявление министра внутренних дел страны, сделанное после переговоров с старейшинами, о том, что никакого строительства гидроэлектростанции не будет, если это не одобрят 90 процентов жителей ущелья. Значит, чтобы с твоим мнением считались, необходимо сжечь десяток машин и покалечить два десятка полицейских!? Вот такой вывод могут сделать жители других регионов нашей страны.
Валерий Чхартишвили