Акция, которая состоялась в Тбилиси 29 октября вечером, запомнится многим, и вовсе не масштабностью, которую обещали, но не сумели осуществить организаторы, а озвученными на ней лозунгами и угрозами, и одним, казалось бы, «незначительным ляпсусом», песней, половина которой прозвучала на русском языке и от которой у многих «западников» волосы «встали дыбом». Даже у тех, у кого на голове ни одного волоска. Например, у молодого лидера «Национального движения» Ники Мелия.

Вел митинг сторонников партии экс-президента Саакашвили перекочевавший в политику после прихода к власти «Грузинской мечты» журналист бывшей телекомпании «Рустави 2» Заал Удумашвили, а первым оратором на митинге стал номер первый избирательного списка «Национального движения» актер и певец Вахтанг (Буба) Кикабидзе. Он не стал говорить о политике и после короткого приветствия перешел к тому делу, которым занимался всю жизнь: спел одну, написанную им на народную музыку песню «Тост», а затем и символичную для Грузии и ее столицы песню «Тбилисо». На удивление участникам акции и ее организаторам, вторая часть этой песни прозвучала в переводе на русский язык. Но Кикабидзе и бровью не повел, допел до конца.

Позднее, оправдывая журналистам в комментариях этот ляпсус, лидеры «Нацдвижения» заявили, что организаторы звукового обеспечения акции включили не ту фонограмму. А сам Кикабидзе не растерялся и пояснил: «Я спел два куплета «Тбилисо» на русском, чтобы они (Россия) поняли, какая мы красивая страна».

Этот ляпсус дал основания оппонентам партии Саакашвили в очередной раз уличить их в «пророссийскости», завуалированной «прозападностью», и напомнить все грехи правительства «Национального движения», в том числе «продажу российским компаниям грузинских активов» и «сдачу России территорий Абхазии и Южной Осетии».

На акцию в Тбилиси, для обеспечения ее «масштабности», «Национальное движение» свезло своих сторонников со всех регионов страны. Организованную колонну, направлявшуюся в столицу, на Руставском шоссе попытались остановить лидеры движения «Грузинский марш». Легли на дорогу и не пускали дальше. Но вскоре на месте инцидента появилась полиция и расчистила трассу.

Этот «Грузинский марш» отличился в Грузии своими акциями против пропаганды ЛГБТ, анти-акциями, которые устраивал в противовес митингам и собраниям «Национального движения» и его многочисленных ответвлений, а также акциями в защиту православия. За такую направленность движения соратники Михаила Саакашвили однозначно окрестили «Грузинский марш» пророссийской силой и «Российским маршем» и отнесли его к сателлитам партии «российского олигарха» Бидзины Иванишвили.

«Не «Грузинский марш», а «Российский марш» сегодня пытался помешать нашим сторонникам приехать в Тбилиси», — заявила журналистам в связи с событиями на Руставском шоссе один из мажоритарных кандидатов «Нацдвижения» Хатия Деканоидзе.

Несмотря на такую усиленную подготовку к акции 29 октября, на «масштабность» ее организаторы так и не вышли. По разным подсчетам, там собралось около 4 тысяч человек, причем, часть из них были рядовые прохожие, которые даже не останавливались на площади, часть – журналисты и сотрудники правоохранительных органов. Оппозиционные телеканалы транслировали кадры, на которых во время митинга по улице Пушкина к площади Свободы шли группы людей. Мы опросили некоторых граждан. Оказалось, что шли они не на акцию, а на ближайшую автобусную остановку. В связи с акцией на площади Свободы сама площадь и прилегающие к ней улицы были перекрыты, и транспорт, соответственно, по ним не передвигался. Многие возвращающиеся домой с работы граждане были возмущены: и что это «националам» сегодня «митингуется», народ не может спокойно доехать до дома. Но этот протест населения, конечно, в кадры оппозиционных телеканалов не попал.

Количество собравшихся на площади можно было оценить по редким кадрам, снятым с дронов. Но транслировавшие акцию телекомпании, а особенно телеканал «Мтавари», применяли свои излюбленные эффекты и размножали в кадрах количество находящихся на площади лиц, а саму территорию «раздвигали» во все четыре стороны до невероятных для Тбилиси размеров.

Главным посланием акции «Национального движения» избирателям Грузии была победа, которую эта партия собирается одержать на парламентских выборах 31 октября, чтобы затем отправить в «политическое небытие» олигарха Иванишвили, «положившего в карман всю Грузию», и избавить страну от «местного феодала».

Главные обвинения в адрес олигарха звучали так: Иванишвили поставил суд на колени, население обнищало, экономика развалена, государственные институты разрушены, Иванишвили назначил президентом человека, который не знает государственного языка и для которого Грузия не является родиной, а премьером назначил человека, который выбил глаза молодому поколению…

«Это будут решающие выборы, и мы обязательно сменим эту власть», — обещали лидеры «Национального движения».

Акция проходила на фоне апплодисментов, одобрительных выкриков, свиста, воя сирен и барабанного боя, которые раздавались во время и после каждого выступления лидеров и ораторов. Равнодушные и холодные лица присутствующих, лишь вяло размахивающих заранее выданными им флагами и флажками, наводили на мысль, что и эти звуки были фонограммой, включаемой организаторами в каждый нужный момент.

А увенчал митинг в Тбилиси подключившийся из-за границы экс-президент Михаил Саакашвили. Представил его «номер первый партсписка» Буба Кикабидзе, после чего организаторы озвучили фонограмму с привычным для всех акций «Нацдвижения» скандированием: «Миша, Миша…».

«Мои особенные, мои любимые, посмотрите, сколько людей сегодня в Тбилиси. Все больше людей идет, я только что видел снятые с дронов фотографии, на которых люди идут и идут, от станций метро, снизу с моста Бараташвили…» — уверенно заявил Саакашвили в самом конце митинга, когда на площади людей уже оставалось немного, так как большинство покинули акцию и направились домой. Об этом свидетельствовали и попавшие в кадры телекомпаний пустые скамейки в белых чехлах. Возвращавшиеся домой с работы граждане для экс-президента тоже были участниками акции его партии.

Саакашвили выразил уверенность, что 31 октября его партия победит, несмотря ни на что.

«Как бы ни глушили, какие бы барьеры ни строили, какие бы провокации ни устраивали, Грузия проснулась, Грузия стряхнет с себя эту беду, и сегодня на площади Свободы Грузия заявляет, что готова к победе, к освобождению 31 октября, к тому, чтобы опять стать одной из самых лучших стран во всем мире», — воззвал к оставшимся на площади соратникам экс-президент.

А к сведению Бидзины Иванишвили заявил, что его срок истекает, что для него эта акция – последнее предупреждение, чтобы тот не смел фальсифицировать выборы. Если же сфальсифицирует, то «получит от народа строгий ответ» и «народ возьмет власть в свои руки». Фактически сделал заявку на новую революцию, которую грозится устроить в случае, если ЦИК Грузии не выложит ожидаемые «Нацдвижением» результаты и не обеспечит победу оппозиции.

А для того, чтобы развенчать все опасения относительно реванша, лидеры «Национального движения» один за другим обращались к госслужащим и рядовым сторонникам «Грузинской мечты» и обещали, что «никаких расправ не будет».

По мнению грузинского эксперта Заала Анджапаридзе, для него лично на этой акции ничего нового сказано не было, но лидеры «Национального движения» в очередной раз подтвердили свои намерения разворачивания в стране революционного сценария и захвата власти антиконституционным путем.

«Звучали давно избитые и знакомые лозунги, которые неоднократно повторялись на всех акциях. Единственное, чем был примечателен этот митинг с точки зрения аналитики, — это подтверждение готовности и стремления «Национального движения» и объединившихся под его крылом партий пойти на революционный сценарий, что своим заявлением подтвердил и лидер партии Михаил Саакашвили», — заявил в беседе с корреспондентом «Пресс-клуба Содружество» Заал Анджапаридзе.

По его словам, лидеры «Национального движения» и других участвовавших в этой акции партий подтвердили, что они готовы идти ва-банк.

«Заявления, которые были сделаны, откровенно направлены на попытку захвата власти неконституционным путем, потому что выборы заранее были объявлены сфальсифицированными, и для лидеров оппозиции уже не имеет значения, как пройдут эти выборы. Любой исход, который будет для них неприемлем, они объявят фальсификацией и используют как повод, чтобы пойти на революционный сценарий, и в этом опасность текущего момента», — пояснил эксперт.

По его предположению, оппозиция попытается захватить власть, как пыталась сделать это 20 июня прошлого года, тем более, что сами лидеры «Национального движения» признались, что события 20 июня были лишь репетицией очередной революции.

На вопрос, насколько готова к подобному развитию событий нынешняя власть и сумеет ли она пресечь или предотвратить насильственное развитие событий, Заал Анджапаридзе ответил, что сегодня в Грузии не та ситуация, которая была в 2003 году, и хотя имеется большое количество людей, по различным причинам недовольных нынешней властью, это не значит, что они поддержат революцию, в авангарде которой будет стоять «Национальное движение».

О том, что оппозиция во главе с партией Саакашвили готовится к революционному сценарию, общественность попытался предупредить и исполнительный секретарь правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе.

«У нас имеется информация, которую общественность обязательно должна знать. «Национальное движение» помимо официального избирательного штаба открыло и так называемый революционный штаб под руководством криминала Вано Мерабишвили. Я почти был уверен, что нечто подобное случится. На это указывали все заявления и действия их лидеров», — заявил Ираклий Кобахидзе.

Развитие событий в Грузии после выборов 31 октября во многом будет зависеть не только от количества сторонников нынешней оппозиции, если она выполнит угрозы и пойдет на протест, но и от реакции мирового сообщества, международных наблюдателей и направивших их на выборы в Грузию международных организаций. Именно их «вердикт» о фальсификации выборов 2003 года дал легитимацию совершенной тогдашней оппозицией «розовой революции».

По оценке Заала Анджапаридзе, пока все отчеты местных и международных наблюдателей критичны, но не настолько, чтобы говорить о серьезных нарушениях в избирательном процессе.  

В то же время, от каких-либо прогнозов дальнейшего поведения и действий международных наблюдателей эксперт воздерживается, полагая, что они не будут настолько щепетильными, чтобы разобраться, где правда, а где ложь.

До выборов в Грузии, которые будут проходить по новой избирательной системе и в условиях высокой политической конкуренции, так как в них участвуют 50 избирательных субъектов, остается всего один день. Как говорится, дальше – время покажет.

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии