На фоне продолжающейся больше месяца войны в Карабахе и неудачных попыток России, США и Франции остановить боевые действия, в переговорном процессе активизировался Иран. Учитывая хорошие отношения и с Ереваном, и с Баку, Тегеран предложил свой план урегулирования, дабы прекратить войну на своих северных границах. И с этой целью посланник Ирана посетил Баку, Москву, Ереван и Анкару.
Иран укрепляет свои северные границы
Еще на прошлой неделе Иран перебросил танки и другую бронетехнику к своим границам с Азербайджаном и Арменией, а также провёл масштабные учения сил противовоздушной обороны (ПВО). Элитные части иранских Вооруженных сил – Корпус стражей исламской революции (КСИР), развернули механизированную бригаду в районах Хода-Афарин и Джульфа после того, как в ходе боев на дугом береге Аракса на иранскую территорию несколько раз залетали снаряды и ракеты. В результате чего пострадали иранские граждане.
«Наша красная линия — обеспечить безопасность, мир и благополучие нашего народа. И мы не можем допустить, чтобы безопасность жителей приграничных районов Ирана подвергалась опасности…
Иран имеет много общего с соседними странами, Арменией и Азербайджаном, и до сих пор поддерживает добрососедские отношения с ними. Мы советуем обеим странам уважать международное право, защищать международные границы и решать проблемы за столом переговоров», — заявил командующий Сухопутными войсками Ирана, бригадный генерал Киумарс Хейдари.
Иранский план урегулирования
Одновременно с усилением своих военных возможностей у границ Нагорного Карабаха, Тегеран активно начал посредническую миссию по достижению мирного решения карабахского конфликта. Спецпосланник президента Ирана, замглавы МИД Аббас Аракчи для представления иранского плана посетил Баку, Москву, Ереван и Анкару.
«Учитывая важность этого вопроса и хорошие отношения, которые Исламская Республика Иран поддерживает с двумя странами – с Арменией и Азербайджаном, а также особые условия и чувствительность этого региона, Исламская Республика Иран всегда серьезным образом заявляла о своей готовности содействовать установлению прекращения огня, началу диалога и установлению мира и спокойствия», – заявил Аракчи в интервью РИА Новости.
Он добавил, что “объясняя” партнерам детали своей инициативы, Иран учел цели двух стран – как Азербайджана, так и Армении, и спроектировали предложение таким образом, чтобы оно было приемлемым, чтобы влиятельные страны региона смогли принять в нем участие. «Надеемся, что этот план проложит путь к устойчивому миру в Нагорном Карабахе», – подчеркнул замглавы МИД ИРИ.
Представляя в Москве иранский план урегулирования, Аракчи отметил, что «Самая важная особенность плана Ирана — его региональный подход. Ещё одна особенность — его реализм». «Мы предложили региональный подход разрешения этого кризиса с участием стран региона, которые играют ключевую роль, и Россия является одной из важных стран в регионе», — сказал спецпосланник президента ИРИ.
Он сообщил, что на первом этапе план Ирана предусматривает «практическое соблюдение странами региона ряда принципов, таких как прекращение оккупации, уважение территориальной целостности, уважение суверенитета, принцип нерушимости границ, уважение гуманитарных прав и прав меньшинств, недопущение нападения на гражданское население и объекты».
При этом иранский дипломат подверг критике деятельность Минской группы ОБСЕ, заметив, что «некоторые страны этой группы вообще не находятся в регионе и не имеют к этому кризису никакого отношения». «Вот уже 30 лет, как сформирована Минская группа, но она не смогла найти способ долгосрочного решения этой проблемы. Эта группа показала свою неэффективность», — заявил Аракчи.
Переговоры в Ереване
В пятницу, 30 октября, замглавы Аракчи прибыл в Ереван, где провел политические консультации с замминистра иностранных дел Шаваршем Кочаряном. «В ходе консультаций стороны обсудили ряд вопросов двусторонней политической повестки. Стороны коснулись также двусторонней экономической повестки и обменялись мнениями по другим важным вопросам, представляющим взаимный интерес. Была отмечена важность обеспечения непрерывности двусторонних политических консультаций», – сообщила о встрече пресс-служба МИД Армении.
Затем замглаву МИД Ирана принял премьер-министр Армении Никол Пашинян, подчеркнувший в ходе встречи, что Армения высоко ценит дружеские отношения с Ираном. В свою очередь Аракчи подчеркнул важность для Ирана крепких дружественных связей с Арменией.
«Сейед Аббас Аракчи представил подходы Ирана к преодолению сложившейся в регионе ситуации, выразив глубокую озабоченность продолжающимися боевыми действиями. Господин Аракчи выразил свои соболезнования в связи с жертвами среди гражданского населения и осудил нанесение ударов по гражданской инфраструктуре и населенным пунктам.
Собеседники обменялись мнениями по вопросам региональной безопасности. Двусторонне была выражена озабоченность по поводу участия в боевых действиях международных террористов с Ближнего Востока. Стороны рассмотрели это как имеющую потенциал расширения угрозу безопасности всего региона.
Премьер-министр Пашинян высоко оценил взвешенный и конструктивный подход Ирана к региональным вопросам»,- сообщил о встрече сайт главы армянского правительства.
Экспертный взгляд
В интервью ИАЦ VERELQ ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, главный редактор журнала «Международная аналитика» Сергей Маркедонов напомнил, что у Ирана есть опыт посредничества в Карабахе. Причем первая попытка была еще в мае 1992 года. «Минская группа ОБСЕ тогда была только на стадии формирования, определения целей и задач. Даже Россия, не говоря уже о США и европейских странах, были не так активны в плане посредничества»,- отметил он.
При этом эксперт не считает, что иранская инициатива совершит прорыв на фоне инициатив России, Франции и США по перемирию. «Иранцы пробуют почву, поскольку их роль, мне кажется, еще впереди. Сейчас проговаривается вопрос о мирогарантийной операции, которой в Карабахе не было, и которая, в общем-то, предусматривается в «базовых принципах» урегулирования. Хотя и в одном из последних пунктов и довольно пунктирно. И вот здесь как раз у Ирана размещение каких-то иностранных вооруженных сил, пусть и в качестве миротворцев, на своих границах вызывает большую тревогу. Мне кажется, что сейчас Иран прощупывает как раз эту ситуацию», -отметил Маркедонов.