У каждого народа есть своя т.н. национальная забава. У кого-то рыбалка, у кого-то охота или, как у скандинавов, — гонки на лыжах. У нас, грузин, вот уже почти три десятилетия, главная забава, а заодно и главное политическое событие – выборы в Парламент.
Каждые четыре года в стране, как и положено в современном демократическом и полностью свободном мире, проходят выборы в высший законодательный орган страны. И каждый раз это у нас называют «эпохальным событием». Вот и на сей раз все без исключения лидеры многочисленных политических партий и объединений, принимающих участие в предвыборном марафоне, призывали наших сограждан прийти на выборы и отдать голос «лучшему будущему нашей страны». При этом в жрецепт того самого будущего у каждой из полусотни партий свой, так сказать, фирменный.
Не вдаваясь в подробности предвыборных программ и платформ, скажем лишь, что большинство из них не отличались оригинальностью. В основном, как и положено перед всеми выборами, политики не скупились на обещания типа создание сотен тысяч рабочих мест и повышение пенсий и пособий в разы, не указывая на источники финансирования столь кардинальных перемен. Были и более оригинальные идеи, очень напоминающие шариковское «все взять и поделить!».
Но так бывало и раньше, во времена прежних «эпохальных выборов». Да и накал страстей вполне объясним, если учесть особенности нашего национального характера. Репортажи с избирательных участков, которые весь субботний день вели телекомпании, напоминали сводки с места боевых действий.
Правоохранительные органы, по сообщениям пресс-центра ведомства, уже завели несколько уголовных дел. В основном, это нападения сторонников одной партии на своих политических оппонентов, заканчивающиеся мордобоем. Особенно в этом отношении отличились представители главных политических противников на нынешних выборах – правящей ныне «Грузинской мечты» и правящей прежде – «Национального движения». Показательные бои были устроены в нескольких районах Восточной и Западной Грузии.
И все же у нынешних выборов есть своя интрига, отличающая их от всех предыдущих. Ее можно сформулировать так: получит ли страна многопартийное правительство? До сих пор, за последние три десятилетия, у нас были однопартийные правительства, которые формировали победившие на выборах партии. Так было при З. Гамсахурдия («Круглый стол»), при Э. Шеварднадзе («Союз граждан Грузии»), при М. Саакашвили («Национальное движение»). На данный момент Кабинет министров укомплектован представителями «Грузинской мечты».
Во время предвыборной кампании большинство местных т.н. аналитиков и экспертов склонялись к той мысли, что именно создание многопартийного правительства является безусловным благом для нашей страны. При этом они указывали на опыт таких стран как Германия, Австрия. Мол, там всегда правительство многопартийное и поэтому дела у них идут так хорошо. Не спорим, жизнь «там» действительно налажена лучше. Но в тамошних парламентах заседают представители партий, преодолевших довольно высокие избирательные барьеры (как правило, это несколько ведущих партий).
У нас же почти нулевой избирательный барьер. Поясним – в парламент могут попасть представители партии, набравшей всего 1 процент голосов. Учитывая особенности нашей страны, где родственные, дружеские и иные социальные связи весьма крепки, можно быть уверенным, что все полсотни избирательных субъектов пройдут в высший законодательный орган страны. Вот тогда и начнется настоящая интрига. Имею ввиду битву за министерские портфели и различные парламентские должности.
Нечто подобное в течении нескольких лет наблюдал ваш покорный слуга в другой постсоветской стране – Молдове. Лет восемь тому назад там был сформирован многопартийный Парламент. Заседания этого высшего законодательного органа напоминали ситуацию в басне Крылова. Каждый тянет в свою сторону, а воз и ныне там! Вот как бы и у нас не получилось нечто подобное. С учетом особенностей нашего национального характера – ибо горячие грузинские парни в пылу «политического спора» могут взяться не только за чубы, как их молдавские коллеги, но и найти иные, весьма «весомые аргументы».