Сегодня с уверенностью можно утверждать, что в мировой экономике уже активно формируется и развивается 6-ой технологический уклад. Основными направлениями этого уклада являются клеточные технологии, комплекс био-, нанотехнологий, генная инженерия, информационно-коммуникационные технологии. Особенностями основных направлений нового технологического уклада являются, во-первых, безусловно существенно опережающий рост по его составным направлениям. Так, по экспертным данным, инвестиции в основные направления 6-го технологического уклада могут давать до 70-80 процентов прироста.  Во-вторых, особенность тут в том, что инвестиции в эти направления особо эффективны именно в стадии их эмбрионального (начального) развития и в периоде роста. Поэтому важно иметь в виду то, что чем раньше и своевременней вложиться и попасть на волну роста нового технологического уклада, тем значительно больше вероятности добиться именно опережающего экономического развития. Здесь целесообразно указать и опыт азиатских стран, прежде всего Китая, это убедительно доказывает, что период перехода к новому технологическому укладу и его начальная стадия дают «окно возможностей» даже для стран-аутсайдеров в плане экономического развития последних десятилетий.

В контексте вышесказанного, думаю, на сегодняшний день, можно с уверенностью констатировать, что перед постсоветским пространством вырисовывается своего рода выбор: либо оказаться на периферии нового технологического уклада в качестве «сырьевой базы» для центров развития, причем независимо от того, о каком центре будет идти речь, к примеру, восточном или западном, либо – выйти на волну нового технологического уклада, формировать «свой макрорегион» с емкостью рынка до полумиллиардов населения и быть в ядре нового технологического уклада. При этом считаю уместным отметить, что специфика и структура нового, шестого технологического уклада такова, что упор в нем будет делаться на энергоэффективные, ресурсосберегающие технологии, что означает резкое снижение доходов от природной ренты, формирующейся от экспорта сырья. То есть, брать в прежнем объеме дивиденды за счет повышения цен на энергоносители, связанного, в том числе в значительной степени с девальвацией доллара, которая происходила в основном за счет резкого увеличения объемов эмиссии мировой резервной валюты, безусловно, не получится. И это обстоятельство, несомненно, будет ставить и уже ставит даже перед самыми, на первый взгляд, конкурентоспособными в ресурсном и, в целом, в экономическом плане странами нашего региона совершенно определенные вызовы. В этом смысле, именно выход на волну нового технологического уклада и неизбежная региональная экономическая интеграция в перспективе является безальтернативным вариантом в плане выбора вектора развития постсоветского пространства. Но для этого необходимо формирование качественно новой макроэкономической политики в регионе. Политики, направленной на технико-экономическое развитие, на опережающий прирост инвестиций с правильным акцентом приоритетов на инновационные направления. Необходима согласованная синхронизованная политика экономического развития постсоветского пространства с формированием общих рынков товаров и услуг, труда, интегрированного финансового рынка. Наряду с этим, крайне важен уход от доллара во взаимных расчетах между нашими странами. Вместе с тем, необходимо, конечно же, предотвратить бегство капитала из стран постсоветского пространства, которое, по экспертным данным, достигло за последние 3 десятилетия крайне внушительных и угрожающих для экономики всего региона показателей в 2 триллиона долларов! Для ухода от этих негативных трендов крайних десятилетий, на мой взгляд, несомненно нужна качественно новая валютно-финансовая архитектура, основанная прежде всего на концептуальной основе большого евразийского партнерства.

И, вместе со всем вышеуказанным, уверен, что очень важными направлениями сотрудничества в регионе являются образовательное, гуманитарное и научное пространство. Отдаление стран региона друг от друга по этим направлениям, на мой взгляд, это то, что еще аукнется и уже очень чувствительно сказывается на всех странах региона, и, я думаю, необходим целый комплекс мер для того, чтобы избежать окончательно дезинтеграционных явлений по данному блоку вопросов. Когда наши страны столкнутся с крайней необходимостью экономической интеграции, вопросы унификации системы образования, восстановления научного потенциала стран региона выйдут на приоритетный план, и это нужно предвидеть уже сегодня. 

В целом, учитывая огромный потенциал для прироста денежной массы и инвестиций в регионе, большие возможности импортозамещения и открытия новых рабочих мест в сегменте высококвалифицированного труда, а значит повышения покупательной способности и расширения рынков сбыта, можно с уверенностью сказать, что при адекватной политике экономического управления и углублении интеграционных процессов, при упоре на передовые технологии нового технологического уклада регион постсоветского пространства может позиционироваться в ядре нового технологического уклада, обеспечив при этом опережающее и устойчивое технико-экономическое развитие на ближайшие как минимум два десятилетия до периода насыщения денежной массы и зрелости нынешнего технологического уклада.  

От Мамедов Эльшад

Доктор экономических наук, Профессор