Президентская гонка в Казахстане набирает обороты – в минувшую субботу, в 18.00, стартовала агитационная кампания кандидатов в президенты – в одночасье казахстанцы были атакованы разнообразными агитационными материалами кандидатов в президенты: плакатами, слоганами, предвыборными тезисами и программами разного качества и уровня проработки. Мы побеседовали с известным казахстанским политологом, главным редактором биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияром АШИМБАЕВЫМ о серых кардиналах нынешней электоральной кампании – идеологах, мобилизованных в Акорду для проведения выборов: 

– Данияр Рахманович, перед стартом выборной кампании президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ сосредоточил в Акорде практически всех видных отечественных функционеров идеологического блока – Марат ТАЖИН был назначен на позицию Государственного секретаря, Дархан КАЛЕТАЕВ получил должность первого замруководителя Администрации президента, Ерлан КАРИН, Ержан БАБАКУМАРОВ и Бауыржан ОМАРОВ были назначены советниками по внутренней политике. Такая высокая концентрация самодостаточных и звездных фигур, к тому же принадлежащих к разным элитным группам, с самого начала вызвала вопросы: удастся ли им выдать хорошую командную игру на электоральном поле. 

– Конечно, логичнее было бы на период выборов иметь на внутриполитическом поле жесткую вертикаль: главный идеолог и подчиненные ему электоральную вертикаль и вертикаль текущего управления внутренней политикой. 

Однако надо помнить, что на данный момент у Токаева нет своей команды идеологов и политтехнологов: он, действительно, собрал представителей разных групп, и, полагаю, в этой ситуации отдавать кому-то из них пальму первенства – не совсем в его интересах. 

Думаю, что Токаев сознательно диверсифицировал каналы поставки информации, понимая, что тема эта острая и проблемная – как известно, наше внутриполитическое пространство заполнено большим количеством дискуссий и противоречий. И в этой связи, вероятно, Касым-Жомарт Кемелевич хочет иметь доступ к альтернативным интерпретациям происходящих процессов. 

Токаев делает ставку на конкуренцию между игроками своей команды 

Сегодня ходит немало аппаратных слухов о жесточайших конфликтах, которыми сопровождался процесс формирования действующей системы управления идеологией. Однако надо помнить, что и Нурсултан НАЗАРБАЕВ никогда не делал ставку на единую вертикаль управления в этой сфере. Вспомним, что в свое время при нем оставался секретарь ЦК по идеологии Узбекали ДЖАНИБЕКОВ, при этом новую идеологическую вертикаль внутри Аппарата президента формировал Мырзатай ЖОЛДАСБЕКОВ. 

А в середине 90-х Тажин возглавлял Информационно-аналитический центр при Администрации президента в ранге государственного советника и параллельно с этим должность госсоветника занимал Абиш КЕКИЛЬБАЕВ, который был также формальным руководителем Национального совета по государственной политике. Менялись времена, а принцип диверсификации вертикали управления идеологией оставался неизменным. Например, когда замруководителя Администрации президента был Маулен АШИМБАЕВ (2006-2011 гг.), еще одним замруководителя АП – пресс-секретарем был также Мухтар КУЛ-МУХАММЕД (2006-2007 гг.). 

Таким образом, Нурсултан Назарбаев всегда держал про запас две-три альтернативные цепочки с тем, чтобы иметь максимальный охват информации и критическую оценку деятельности основной вертикали. Касым-Жомарт Токаев, по-видимому, выбрал ту же стратегию с многоканальным управлением сферой идеологии. 

Все вышеуказанные функционеры идеологического блока представляют разные команды и хотя, за исключением Тажина, все они принадлежат к одному поколению, тем не менее, назвать их абсолютными единомышленниками сложно. Нельзя также упускать из виду еще один элемент системы управления электоральным процессом – штаб кандидата в президенты от «Нур Отана», который по поручению Елбасы возглавляет первый зампред партии и бывший главный идеолог Маулен АШИМБАЕВ. 

Полагаю, что Токаев в нынешних условиях решил сделать ставку на определенную конкуренцию между игроками своей команды, ожидая, кто даст лучшие идеи и лучшие схемы, однако оставляя право окончательного выбора за собой.  

Впереди – перезагрузка президентской вертикали 

– Не помешает ли эта конкуренция и разноголосица мнений слаженной командной работе и достижению результата? 

– Начнем с того, что Токаев – это не Назарбаев. Это человек несколько другого склада, другого образования, другого опыта работы. Практически с Назарбаевым его карьерный путь пересекается только в том, что оба были премьер-министрами до прихода на должность главы государства. 

Токаев не был на комсомольской и партийной работе, не работал на производстве. С другой стороны в его активе – учеба в МГИМО и работа в МИД СССР и казахстанском внешнеполитическом ведомстве, а также период пребывания на руководящей должности в такой солидной международной организации, как ООН. 

При этом у Токаева есть опыт премьерства в очень тяжелый, хотя ныне, возможно, подзабытый период с 1999 по 2002 годы. Напомню, что именно в те годы был принят Закон «О Первом Президенте» и обсуждалась возможность ухода Назарбаева с должности президента при сохранении за ним привилегий и статуса первого президента. Именно Токаеву в тот период было доверено руководство правительством: думаю, что в условиях жесткой олигархической войны того периода, откровенной борьбы за власть, Назарбаев выбрал осенью 1999 года на пост премьера человека, который будет даже более равноудален от тогдашних «полководцев», чем даже он сам. 

Очевидно, что у Токаева есть собственный стиль. А стиль его президентства будет только формироваться – это касается и формата его публичных выступлений, и формата наглядной агитации. При этом надо помнить, что Токаеву как сыну известного писателя, самому написавшему несколько достаточно интересных книг – первая его работа о событиях на площади Тяньаньмэнь была опубликована еще в 1992 году – так вот ему самому не чужда литературная одаренность. 

Безусловно, что за долгие годы пребывания в казахстанской политической системе Касым-Жомарт Кемелевич сформировал собственные взгляды на те или иные внутриполитические процессы – конечно, стратегически они совпадают с взглядами Назарбаева, однако по некоторым конкретным вопросам имеют определенные различия. 

Именно сегодня формируется его новый индивидуальный стиль и останавливаться на линейной схеме по типу выборов 2011 или 2015-го годов для него нецелесообразно. Мы видим, что Токаев активен в социальных сетях, в частности, в Twitter. Надо отметить, что он значительно лучше выступает, когда говорит от себя, чем по бумажке. В принципе это сближает его с Елбасы, наиболее интересные выступления которого всегда были его собственными комментариями к подготовленному спичрайтерами тексту. 

Новый стиль требует новых подходов. И чем быстрее президентская команда в Ак Орде этот стиль уловит и сможет перестроиться под него, тем лучше будет для всех. 

Как в соответствие с этими вызовами будет модернизирована работа идеологического блока сказать пока сложно. На данный момент представляется, что выстраивать жесткую вертикаль со следованием всем канонам прежних кампаний Токаев вряд ли стремится. А ведь впереди еще перезагрузка всей президентской вертикали, формирование новых экономических, внутри- и внешнеполитических, аппаратных систем управления…

Жанар Тулиндинова