В понедельник, в суде общей юрисдикции Еревана началось рассмотрение дела экс-президента Армении Роберта Кочаряна и других высокопоставленных должностных лиц, обвиняемых по делу о событиях 1-2 марта 2008 года.

Суд над вторым президентом претендует стать самым резонансным судебным процессом в истории Третьей республики. Который будет иметь далеко идущие политические последствия.

Фигуранты дела «1 марта»

Дело «1 марта» – расследование трагических событий 1-2 марта 2008 года в Ереване, когда силовым путём были разогнаны акции протеста оппозиции. В результате чего погибли 10 человек и около 200 были ранены.

В рамках расследуемого в Специальной следственной службе (ССС) уголовного дела о событиях 1-2 марта 2008 года, второму президенту Армении Роберту Кочаряну было предъявлено обвинение по статье 300 части 1 Уголовного кодекса Армении – свержение конституционного строя в 2008 году по предварительному сговору с другими лицами. Сам Кочарян своей вины не признает и считает уголовное преследование политически мотивированным.

27 июля 2018 года по решению суда он был арестован (http://press-unity.com/analitika-stati/11412.html), однако затем его освободили, ссылаясь на конституционную норму о неприкосновенности экс-президентов. На имущество и банковские счета экс-президента был наложен арест, а 7 декабря Кочарян был вновь арестован по решению апелляционного суда.

Кроме этого, в отношении Кочаряна выдвинуто и другое обвинение – что в феврале и мае 2008 года он якобы получил от бизнесмена Сильвы Амбарцумян взятку в особо крупном размере – 3 млн долларов.

В суде по делу «1 марта» будут рассмотрены дела еще трое высокопоставленных должностных лиц. В свержении конституционного строя по предварительному сговору с другими лицами обвиняется бывший министр обороны Армении Сейран Оганян, занимавший в марте 2008 года должность начальника Генштаба Вооруженных сил Армении, и бывший начальник Генштаба, бывший генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров, занимавший тогда должность заместителя министра обороны, начальника Ереванского гарнизона.

В свою очередь, бывший вице-премьер Армен Геворкян, занимавший тогда должность руководителя аппарата президента и секретаря Совета безопасности, обвиняется в пособничестве свержению конституционного строя с использованием должностного положения. А также, что в апреле 2008 года получил от Сильвы Амбарцумян при содействии Самвела Майрапетяна взятку в особо крупном размере – 1 млн долларов, и легализовал полученные преступным путем доходы в особо крупном размере.

Власти Карабаха готовы поручиться за Кочаряна

Несколько дней назад с призывом к генпрокурору Армении изменить меру пресечения бывшему президенту Армении и Нагорно-Карабахской республики Кочаряну в преддверии праздника 9 мая выступили действующий президент НКР Бако Саакян и второй президент Аркадий Гукасян. Подчеркнув, что готовы дать любые публичные гарантии, которые будут необходимы для освобождения Кочаряна и нахождения на свободе в течение всего периода предстоящего судебного процесса.

Однако Генеральная прокуратура Армении в своем разъяснении заявила, что поскольку данное уголовное дело в настоящее время находится в суде общей юрисдикции города Еревана, «рассмотрение заявления президентов, адресованного генеральному прокурору РА, на данном этапе выходит за рамки полномочий прокуратуры».

В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян отметил (https://newsarmenia.am/news/politics/pashinyan-prokommentiroval-prosbu-prezidentov-artsakha-vypustit-kocharyana-iz-tyurmy/), что понимает подобное обращение в человеческом аспекте, в том числе из-за их возможных дружеских отношений, однако считает, что это было неправильно. «Я считаю, что юрисконсульты президента Арцаха должны давать правильные советы, поскольку данное дело уже не находится в ведении генпрокурора и направлено в суд. Генпрокурор, даже если очень захочет, не сможет решить этот вопрос. Кроме того, я считаю неправильным со стороны президента Арцаха адресовать письмо тем, кто не подпадает под его юрисдикцию – это ошибка советников и администрации», – заявил он, комментируя обращение Саакяна и Гукасяна.

При этом в ходе судебного заседания адвокаты зачитали уже в суде личное поручительство Бако Саакяна и Аркадия Гукасяна, в котором они просят освободить Кочаряна из-под ареста. И подчеркивают, что готовы выполнить все возложенные на поручителей законом обязательства. В ответ на это ведущий дело судья Давид Григорян заявил, что, в соответствии с Уголовным кодексом, поручители должны лично явиться в суд и подтвердить свои слова.

Судьи не желают браться за дело Кочаряна

Следует отметить, что четверо судей ранее взяли самоотвод по делу Кочаряна, что послужило поводом защите экс-президента заявить, что суди избегают этого резонансного дела.

Высший судебный совет 8 мая удовлетворил ходатайство Общего собрания судей, и привлек к дисциплинарной ответственности двух судей суда общей юрисдикции первой инстанции Еревана, отказавшихся рассматривать вопрос о мере пресечения бывшему президенту. А дело о мере пресечения Кочаряна повторно было вновь поручено рассмотреть судье Давиду Григоряну, который ранее взял самоотвод.

Само заседание в понедельник началось с ходатайства защиты Кочаряна судье Давиду Григоряну и предложила взять самоотвод до начала процесса по уголовному делу. Причинами было названо то, что представляющий сторону обвинения генеральный прокурор Армении Артур Давтян вошел в зал заседаний суда через служебный вход, что предполагает возможность присутствия судьи и прокурора в одном помещении. «Это может вызвать сомнение в обеспечении равенства сторон процесса»,- заметил адвокат экс-президента Айк Алумян.  

Защита также отметила, что в отношении Давида Григоряна в Высшем судебном совете возбуждено дисциплинарное производство по другому делу, что может ограничить независимость судьи и повлиять на его деятельность.

Кроме того, адвокаты заметили, что за шесть дней, прошедших с момента получения судьей уголовного дела, Григорян физически не мог ознакомиться со всеми его томами.

В свою очередь, судья Григорян заявил, что не обязан следить за тем, кто и как вошел в здание, и заверил, что до заседания не разговаривал с генпрокурором. Он также сообщил (и пресс-служба Высшего судебного совета затем подтвердила), что он уже привлечен к дисциплинарной ответственности – получил предупреждение. И на следующий день Григорян отклонил ходатайство защиты о своем самоотводе и продолжил рассмотрение уголовного дела. 

Надо также отметить, что 7 мая Конституционный суд принял решение (https://ru.armeniasputnik.am/politics/20190507/18458386/Konstitutsionnyy-sud-Armenii-prinyal-reshenie-v-polzu-Roberta-Kocharyana.html)о необходимости пересмотра судебного акта, вынесенного Кассационным судом в отношении Кочаряна. Что сторона защиты расценила как свою победу.

P.S. Экс-президент лично принимает участие в судебных заседаниях, и находящиеся в зале суда его сторонники встречают его появление аплодисментами, скандируя: «Свобода».

Акции в поддержку Кочаряна походят и во дворе здания суда. Там же проходят и акции противников Кочаряна, в которых принимают участие и родственники некоторых жертв мартовских событий 2008 года. Полиция делает все, дабы не допустить столкновения между ними.  При этом в понедельник произошла стычка между сторонниками Кочаряна и известным гражданским активистом Вардгесом Гаспари, который там же проводил акцию протеста против Кочаряна, после которой Гаспари обвинил сторонников Кочаряна в нанесении ему побоев. Полиция подвергла приводу нескольких участников этой стычки.

19 мая завершается срок ареста Кочаряна, и суд должен до этой даты или продлить его, или освободить экс-президента. После того, как судья вынесет решение по мере пресечения Кочаряну, начнется само рассмотрение дела «1 марта».

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель