Ситуация на нефтяном рынке вновь не стабильна. Звучат самые разные сценарии развития событий ближайшего будущего. Во многом ситуация будет зависеть от того, сможет ли ОПЕК+ летом договорится по сделке об ограничении добычи или нет.

«Можно с уверенностью сказать, что цены на нефть зависят от очень многих факторов. Далеко не все из них фундаментальны. Сегодня нет никаких весомых причин, которые могут привести к росту цен на «черное золото». С одной стороны, мы наблюдаем за новым технологическим прогрессом, который привел к новому укладу в экономике. Ведь, фактически, сейчас основной упор идет на внедрение альтернативных источников энергии. Не стоит забывать и о наличии сланцевой нефти. Сегодня Соединенные Штаты Америки являются главным поставщиком нефти на мировой рынок. В ближнесрочной и среднесрочной перспективах ничего не изменится», – сказал в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов.

По его словам, цены на нефть незначительно могут вырасти только по ряду не фундаментальных причин. Речь идет о соглашение ОПЕК+. Надо понимать, что постоянно продлевать аналогичное соглашение не представляется возможным. При этом какого-то другого выбора у стран нет.

«В долгосрочной перспективе рассчитывать только лишь на формат ОПЕК+ не стоит. С другой стороны, если говорить о политических факторах, которые влияют на цены на нефть, то, например, развязывание какого-либо военного конфликта, как раз может привести к незначительному росту цен. Но при этом, ожидать каких-либо заоблачных цен на нефть не стоит. Я считаю, что, если формат ОПЕК+ будет сохранен, тогда цены на нефть в ближайшем будущем будут варьироваться в районе 50-60 долларов. В противном случае, цены могут опуститься до 40 долларов уже до конца этого года», – сказал он.

Экономист отметил, что в любом случае в будущем ведущим экспортерам нефти необходимо готовиться к худшему сценарию. Поэтому очень важно таким странам, в том числе Азербайджану, начать активно диверсифицировать экономику. Наша страна уже предпринимает активные шаги в этом направлении. Конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс носил более последовательный характер. Азербайджану стоит инвестировать в наукоемкие проекты, налаживать активные контакты с ближними внешними рынками, в частности, речь идет о странах постсоветского пространства, в особенности о России.

Кстати говоря, первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что мировые цены на нефть могут упасть ниже 40 долларов, ближе к 30 долларам за баррель, если ОПЕК+ летом не договорится по сделке об ограничении добычи.

ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК +) договорились в конце 2016 года о сокращении добычи нефти на 1,8 миллиона баррелей в сутки с уровня октября 2016 года. Затем в июне 2018 года, когда цены бурно росли в ожидании жестких санкций США против Ирана, было решено по сути нарастить добычу на 1 миллион баррелей в сутки. Однако после неожиданно широких исключений Штатов для покупателей иранской нефти альянс вернулся к сокращению добычи – на первое полугодие 2019 года оно согласовано в 1,2 миллиона баррелей в сутки от уровня октября 2018 года. Исключения, действовавшие для ряда стран, истекли 2 мая. Очередное заседание стран-участниц ОПЕК +, где будет обсуждаться дальнейшая судьба сделки, может пройти 2-4 июля.

Хотя, как сказал министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех, почти все страны ОПЕК и не входящие в организацию страны-наблюдатели в рамках ОПЕК+ согласны с продлением Декларации о сотрудничестве в рамках сокращения добычи нефти еще на полгода. 

Отметим, что на прошедшей неделе (3-7 июня) средняя цена на нефть сорта Azeri Light (на базисе CIF), которая добывается на блоке азербайджанских месторождений “Азери-Чираг-Гюнешли”, составила 64,75 доллара за баррель, что на 5,35 доллара меньше показателя предыдущей недели. Максимальная цена на Azeri Light за отчетный период составила 65,31 доллара за баррель, минимальная – 64,32 доллара за баррель.

Татьяна Иванова

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане