Апелляционный суд Армении во вторник удовлетворил две жалобы прокуратуры на решение суда общей юрисдикции по делу экс-президента Роберта Кочаряна: на изменение меры пресечения в отношении Кочаряна и приостановление судом производства по делу экс-президента и направления его в Конституционный суд.

Кочаряна и ряд других высокопоставленных должностных лиц проходят обвиняемыми по делу «1 марта» – расследование трагических событий 1-2 марта 2008 года в Ереване, когда силовым путём были разогнаны акции протеста оппозиции. В результате чего погибли 10 человек и около 200 были ранены.

Апелляционный суд поддержал прокуратуру 

Согласно решению Апелляционного суда, отменено решение суда первой инстанции, и бывший президент будет вновь арестован.  Также было отменено решение о приостановлении дела в отношении экс-президента и направлении его в Конституционный суд, и дело будет возвращено в суд первой инстанции.

При этом надо отметить, что сторона защиты отказалась присутствовать при оглашении решения Апелляционного суда, выражая таким образом свой протест действиями судьи Армена Даниеляна. Который 21 июня неожиданно сообщил, что прекращает рассмотрение дела Кочаряна, и удалился в совещательную комнату для вынесения решения. А перед этим отказался рассмотреть ходатайство защиты экс-президента с просьбой приостановить разбирательство и направить дело в Конституционный суд, чтобы уточнить существующие правовые пробелы. 

Судья мотивировал своё решение тем, что якобы «поведение защиты направлено на нарушение нормального хода судебного заседания и его неуместное затягивание». 

А в понедельник стало известно, что в конце прошлой недели судья Даниелян обратился в полицию с просьбой обеспечить его безопасность. И что полиция выделила ему охрану.

Следует также отметить, что судья Апелляционного суда Армен Даниелян до этого три раза отказался брать самоотвод по делу Кочаряна. Притом, что с ходатайствами за самоотвод судьи выступала как сторона защиты бывшего президента, так и представляющая интересы демонстрантов, пострадавших во время событий «1 марта 2008», адвокат Седа Сафарян. Поддерживающая на суде позицию стороны обвинения. 

Взять самоотвод судью Даниеляна призвал и лично Роберт Кочарян, пригрозив судье ответственностью в будущем. «Будучи знакомым с материалами этого уголовного дела, отмечу, что оно целиком сфабриковано. В очередной раз призываю вас откреститься от этого дела, оно дурно пахнет, и в будущем люди, сфабриковавшие это дело, сшившие его, будут привлечены по закону к строжайшей ответственности»,- заявил в ходе судебного заседания Кочарян.

В свою очередь, адвокаты Кочаряна заявили, что не помнят подобного прецедента в истории уголовного судопроизводства в Армении, чтобы стороне защиты не разрешили предоставить свою позицию. «На заседании вопрос о мере пресечения Кочаряна обсуждался. Прокуратура представила свою позицию, а обвиняемый был лишен возможности участвовать в рассмотрении вопроса о своей свободе, что является грубейшим нарушением его конвенционных прав и принципа состязательности в уголовном процессе. Это позорный шаг», – заявил на следующий день журналистам один из адвокатов экс-президента Ованнес Худоян. 

Реакция Кочаряна и защиты 

После оглашения решения Кочарян лично прибыл к зданию Службы национальной безопасности (СНБ), где находится УИУ «Кентрон». На просьбу журналистов прокомментировать решение Апелляционного уголовного суда, он ответил: «Полагаю, вы и сами увидели, нет ни закона, ни законности. Мне много есть, что сказать».

В свою очередь, защита Кочаряна до и после оглашения решения отмечала, что рассмотрение судебного дела проходило проблематично. Были как проблемы с формированием суда – обе жалобы были направлены одному и тому же человеку, хотя по закону должны были быть напыление разным людям, и в то же самое время стороне защиты не дали выступить. И что намерена обжаловать решение Апелляционного суда в Кассационном суде. 

«Суд принял решение о повторном аресте Кочаряна при отсутствии условий для ареста. Говоря об условиях, я имею в виду ту норму, которую должен использовать суд, он не мог использовать статью 300.1, которая оспаривается и уже принята к производству Конституционным судом, и даже не имеет значения, что Конституционный суд все еще ее обсуждает. Правда, заявление суда пока обсуждается, но вы знаете, что по нашему заявлению оно принято к производству, то есть, Конституционный суд уже выразил сомнение по поводу ее конституционности», – заявил Радио Азатутюн один из адвокатов Кочаряна Ованнес Худоян.

Он также отметил, что не видит таких правовых норм, которые могли бы послужить основанием для принятия подобного решения Апелляционного суда: «Может быть, у меня нет соответствующей профессиональной подготовки, но мне подобные нормы не известны. То есть, те последствия, которые должны возникнуть в результате этих решений, не предусмотрены процессуальной процедурой. Нужно понять, как судья Армен Даниелян обосновал (свое решение), но я не исключаю, что этого обоснования вообще не будет в этих актах». 

Интервью Кочаряна 

Накануне нового ареста экс-президент дал интервью «Пятому телеканалу», в ходе которого заявил, что у него нет больших ожиданий от решения суда. «Не хочу гадать, но не имею особых ожиданий от этого суда. Считаю это сценарий определён: выслушать сторону обвинения, выслушать привлечённых по этому делу представителей потерпевших, а потом с нелепым обоснованием лишить сторону защиту возможности представить свою позицию»,- сказал он. 

Он выразил недоумение, почему в суд пригласили правопреемников погибших в ходе мартовских событий 2008 года, несмотря на то, что судебное дело против него касается не фактов смерти людей. 

Кочарян также заявил, что не считает себя виновным в гибели людей во время мартовских событий, и назвал действующего премьер-министра Никола Пашиняна одним из главных ответственных за массовые беспорядки во время событий 2008 года. «Сегодняшний премьер-министр напрямую несет ответственность за массовые беспорядки 1 марта 2008 года и, конечно, хотел бы пересмотреть историю, найти виновных за эти события. И в данном случае, в его представлениях, виновным являюсь именно я»,- заявил он. 

Экс-президент также не исключил, что уголовное преследование в отношении него может быть также связано с его позицией по карабахскому конфликту. «Мое прошлое может беспокоить те силы, которые стремятся не к проармянскому варианту урегулирования карабахского конфликта»,- – сказал экс-президент.

Что касается его планов на будущее, то Кочарян заявил, что не намерен уходить из политики: «Очевидно, что я буду противником этой власти. Политические процессы покажут, основным или не основным противником я сыграю на оппозиционном поле».

При этом на вопрос, рассчитывает ли он вновь оказаться у власти, Кочарян ответил: «Если будут более молодые, энергичные, с глубокими знаниями люди, в которых я увижу силу, способную повести страну вперед, то не вижу проблем — наоборот, я обрадуюсь, увидев этих людей. Но, повторюсь, оставим этот вопрос открытым».

Поле боя – Конституционный суд 

Решение суда общей юрисдикции от 18 мая освободить Кочаряна стало поводом для Пашиняна начать атаку судебную власть. По мнению политических оппонентов Пашиняна, анонсированная им судебная реформа, в частности «веттинг» судей, призвана обеспечить ему контроль за судами. 

Сейчас же важную роль в деле Кочаряна может сыграть Конституционный суд. И неслучайно, что действующая власть открыто выражает своё недовольство нынешним председателем КС Грайром Товмасяном, считая его тесно связанным со старой властью. 

В самом Конституционном суде после избрания нового судьи Ваге Григоряна ожидаются интересные развития. Григорян сам себя объявил председателем КС.  И хоть симпатии правящего «Моего блока» открыто на его стороне, но столь грубая попытка взять под контроль Конституционный суд уже вызвала негативную реакцию со стороны оппозиции, как парламентской, так и внепарламентской, и грозит стать причиной жесткой критики со стороны европейских структур. 

А пока Конституционный суд Армении продлил до 9 июля срок предварительного рассмотрения заявления судьи суда общей юрисдикции Еревана Давида Григоряна о приостановлении производства по делу Кочаряна и других фигурантов дела «1 марта» и обращения в Конституционный суд для прояснения вопроса о конституционности статьи 300.1 Уголовного кодекса Армении (свержения конституционного строя). Но принял к рассмотрению два обращения защиты Кочаряна о соответствии конституции положений двух статей уголовно-процессуального кодекса: оснований для применения ареста и окончания производства по уголовному делу, а также статьи о свержении конституционного строя. Отклонив третье обращение: рассмотрение вопроса о конституционности прежней редакции статьи “узурпация государственной власти”.

Айк Халатян 

От Халатян Айк

Политический обозреватель