На фоне сильнейшего общественного недовольства подписанным премьер-министром Николом Пашиняном соглашения, которое в Армении было расценено как капитуляция, в республике усиливается внутриполитический кризис.
Facebook Пашиняна
При этом глава правительства своими публичными заявлениями и публикациями в Facebook ещё более усиливает градус напряжённости. Так, ночью 16 ноября Никол Пашинян сообщил на своей странице в Facebook, что просмотрел десятки видео солдат с передовой. “Я был поражен их глубокомыслием. Ребята, вы правы. Жду вас в Ереване, чтобы окончательно решить вопросы тех, кто “скулит под стенами”, – написал г-н Пашинян.
Это заявление вызвало общественный резонанс и было воспринято многими как призыв к расправам над политическими оппонентами. Критически восприняли слова Пашиняна и некоторые представители лагеря власти. Так, если в знак протеста против подписанного премьером соглашения по Карабаху из правящего блока “Мой шаг” вышел лишь депутат Вардан Атабекян, то после ночной публикации Пашиняна депутаты Гаяне Абрамян и Лусине Бадалян отказались от мандатов, Тагуи Товмасян сообщила о своем выходе из фракции. Об отставках сообщили и глава аппарата вице-премьера Тиграна Авиняна Вараг Сисерян и замминистра окружающей среды Ирина Капланян.
Утром Пашинян был вынужден оправдываться и уверять, что не призывал к насилию, а солдат ждет в Ереване для личной встречи с ними. “Призываю, прошу, требую не рассматривать наши заявления в этом контексте. Если вы получите такое впечатление от любого моего заявления, то оно неправильное”, – написал он в Facebook.
Пикировка с МИД из-за Шуши
При этом еще больший общественный резонанс и резкую критику в СМИ и соцсетях вызвало заявление Пашиняна в парламенте про Шушу. “Говорят, продали Шуши. Кто продал? Если Шуши продали, то сделали это за последние тридцать лет. Шуши был несчастным, блеклым городом, нужен ли нам Шуши? Если нужен, почему он был в таком состоянии?”, – ответил он на вопрос одного из депутатов.
А на утверждение премьер-министра в ходе утренней онлайн пресс-конференции и ответов на вопросы депутатов в парламенте, что от армянских властей до войны требовали возвращения в Шуши беженцев, а после начала войны передачи города. На это последовал ответ в Facebook пресс-секретаря МИД Армении Анны Нагдалян, что “ни на одном этапе мирного процесса не стоял вопрос об отказе от города Шуши”. И в ответ на это глава правительства прямо в парламенте сообщил о своем решении освободить от занимаемой должности министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна.
Генштаб опровергает Пашиняна
Во вторник начальником Генштаба ВС Армении Оник Гаспарян выступил с заявлением, в котором ответил на обвинения, что руководство армии представляло премьер-министру нереалистичный анализ относительно возможностей вооруженных сил. “На четвертый день войны на заседании Совета безопасности я представил наши потери и оценку ВС относительно сложившейся ситуации, отметив, что в течение 2-3 дней надо предпринять меры для приостановления войны, иначе в случае боевых действий такой интенсивности наши ресурсы будут исчерпаны в короткие сроки, и в течение каждого последующего дня у нас будут более неблагоприятные условия для переговорного процесса”,- заявил господин Гаспарян. Добавив, что подобные оценки давал много раз в ходе круглосуточной работы с премьер-министром, а также на заседаниях Совета безопасности республики.
Своим заявлением начальник Генштаба хоть и поддержал решение премьер-министра на столь тяжелых условиях прекратить огонь, но при этом, фактически, опроверг слова Пашиняна. Который ранее уверял, что не пошел на прекращение огня и сдачу районов вокруг бывшей НКАО, так как якобы военное руководство заявляло, что есть еще шансы принудить противника согласиться на прекращение огня.
Путин о Шуши
Опроверг слова Пашиняна о Шуши и президент России Владимир Путин. “Что касается города Шуша, то о передаче Шуши вопрос никогда не ставился. Повторяю, статус окончательный Карабаха передавался на будущее время, и все должны были договориться о том, что сохраняется статус-кво как непризнанного государства”, – заявил он в интервью накануне.
По его словам, вопрос Шуши возник в ходе этого конфликта, когда 19–20 октября у него состоялась серия телефонных переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Пашиняном. “В целом мне удалось убедить Президента Алиева в том, что можно прекратить боевые действия, но обязательным условием с его стороны было возвращение беженцев, в том числе в город Шуша.
Неожиданно для меня позиция наших армянских партнеров была сформулирована таким образом, что это для них неприемлемо. И Премьер Пашинян мне прямо сказал, что видит в этом угрозу для интересов Армении и Карабаха. Мне сейчас не очень понятно, в чем эта угроза была бы, имею в виду, что предполагалось возращение мирных граждан при сохранении контроля с армянской стороны над этой частью территории Карабаха, включая Шушу, и имея в виду наличие наших миротворцев, о чем мы уже тогда договаривались и с Арменией, и с Азербайджаном. И мне Премьер тогда сказал: «Нет, мы не можем на это пойти. Мы будем бороться. Будем воевать». Поэтому и обвинения в его адрес о каком-то предательстве не имеют под собой никаких оснований. Другое дело – правильно это было или неправильно, это другой вопрос, но здесь и речи быть не может ни о каком предательстве”, – отметил российский лидер.
Дебаты и отставки
Во вторник в парламенте шли бурные дебаты между правящим блоком “Мой шаг” и оппозицией, требующей отмены военного положения и отставки главы правительства. Депутаты от “Процветающей Армении» и “Просвещенной Армении” бойкотировали сегодняшнюю повестку парламента и демонстративно покинули зал заседаний. А затем все свои выступления посвятили критике премьер-министра Пашиняна и правящей партии. В свою очередь правящее большинство помешало обеспечить кворум для обсуждения вопроса отмены военного положения.
В ответ глава парламентской комиссии по внешним связям от “Моего шага” Рубен Рубинян заявил, что сейчас оппозиция “занята лишь одним – капитализацией той боли, которую переживают граждане Армении и Арцаха в связи со сложившимися реалиями”.
Во вторник продолжились отставки среди высокопоставленных чиновников: премьер-министр освободил с должности замминистра иностранных дел Шаварша Кочаряна согласно заявлению о уходе, которое дипломат подал еще 10 ноября. Подал в отставку и министр по чрезвычайным ситуациям Армении Феликс Цолакян.
При этом министр финансов Атом Джанджугазян в ходе обсуждения проекта бюджета на 2021 год в парламенте ответил отказом на призыв оппозиционных депутатов последовать примеру главы МИД и уйти в отставку.
Президент также призвал Пашиняна уйти
При этом оппозиция продолжает в Ереване акции протеста с требованием отставки Никола Пашиняна. И вечером 16 ноября их требование поддержал и президент Армении Армен Саркисян. В своем послании он сообщил, что в течение нескольких последних дней провёл политические консультации и несколько десятков встреч с парламентскими и непарламентскими силами, различными общественными организациями и личностями, провёл телефонные разговоры с разными структурами диаспоры.
По его словам, подавляющее большинство участников встреч были согласны в одном вопросе: в соответствии с Конституцией отставка премьер-министра или отстранение от должности и внеочередные парламентские выборы.
“Мои замечания, сформировавшиеся в результате встреч и консультаций, следующие:
Учитывая создавшуюся ситуацию и насущную необходимость её достойного преодоления, прислушиваясь к общественному требованию, очевидно, что для того, чтобы уберечь страну от потрясений, в конце концов неизбежны будут внеочередные выборы в Национальное Собрание.
В этом контексте, по-моему, единственным ответственным подходом может быть объективная оценка Правительством и правящей политической силой собственного потенциала и представление в сжатые сроки дорожной карты, которой будут намечены сроки инициирования соответствующих конституционных процессов, в результате которых будет возможно провести внеочередные выборы в Национальное Собрание, а до этого управление будет передано имеющему высокую квалификацию Правительству Национального согласия”,- сказал Саркисян.
Сам же премьер комментируя 16 ноября в парламенте требование о своей отставке заявил, что подобного вопроса в его повестке нет. “В мою повестку входит обеспечение стабильности и общественной безопасности, другого вопроса в ней сегодня нет”, – заявил он утром в ходе онлайн пресс-конференции.