Главное управление полиции города Баку обратилось к общественности с просьбой поддержать борьбу с попрошайничеством.
Начальник пресс-службы Главного управления, майор полиции Эльшад Гаджиев сообщил, что информация о похищении в столице попрошайкой малолетних детей, которых она затем увезла в Бардинский район, взволновала общество.
«Продолжает наблюдаться участие дееспособных, но не желающих работать где-либо попрошаек в общественно опасных деяниях, среди которых и похищение оставленных без присмотра малолетних детей, и грабежи. Учитывая схожесть происходящих инцидентов, степень их общественной опасности, выявляемую в ходе расследований, просьба к городским жителям на улицах столицы быть бдительнее, не верить уличным попрошайкам, которые порой под видом больных или калек со слезами на глазах выклянчивают деньги. Это поможет усилить борьбу с ними. Не перечисляя конкретные факты, сообщаем, что такие люди под видом попрошайничества не сторонятся также совершать кражи из жилых домов, квартир, магазинов, автомобилей, оставленных без присмотра вещей. С учетом сказанного мы призываем представителей общественности, НПО, прессу – газеты, информационные сайты, телеканалы, радио активно поддерживать полицию в борьбе с попрошайками, информировать общественность, поддерживать меры, предпринимаемые полицией в борьбе с попрошайками», — отметил Э.Гаджиев, передает Report.
«Статистика о количестве попрошаек мне лично не встречалась. В июле этого года в одном только Бинагадинском районе задержали 22 попрошаек. Перемножим на 11 районов и учтем, что половина попрошаек «работала» в другую «смену» и поэтому в облаву не попала. Получим примерно 500 человек. Попрошайничество само по себе не так уж опасно. Почти каждый из нас просит деньги — кто у банка, кто у фондов, кто у родителей, кто у государства, и даже государства друг у друга. Гораздо хуже, что попрошайки и бродяги — питательная среда преступности». Об этом в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» заявил глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, полиция совершенно справедливо отмечает, что большинство этих людей могло бы работать, будучи вполне дееспособными, но не желают этого делать. Такая же психология и у профессиональных преступников.
«Я не могу принять достаточно распространенного мнения, что попрошайки и воры занимаются этим делом потому, что в Азербайджане негде заработать на хлеб честным трудом. Миллионы людей крутятся каждый день, выполняя «черную» работу, и среди них есть и беженцы, и бездомные, и даже инвалиды. Но есть и такие вполне здоровые люди, которые скорее предпочтут шарить по помойкам, попрошайничать или воровать, чем гнуть спину на поле или на стройке. Они были даже во время СССР, когда для всех была работа, жилье и бесплатные учеба и здравоохранение, и когда за бродяжничество можно было получить срок в лагере», — говорит он.
Правозащитник рассказывает, что в наше время в столицу попрошайки целыми семьями приезжают из сельских районов, причем в разгар сельскохозяйственного сезона. Это означает, что они рассчитывают на доход, который окупит им проезд, съем жилья и питание. Навряд ли та мелочь, которую они выпрашивают у прохожих, способна покрыть эти расходы. Скорее всего, они действительно подрабатывают кражами, продажей наркотиков, а то и воруют детей, как это было недавно. Но непонятно, на какую помощь рассчитывает пресс-служба Бакинского ГУП, призывая представителей общественности, НПО, прессу «активно поддерживать полицию в борьбе с попрошайками, информировать общественность, поддерживать меры, предпринимаемые полицией в борьбе с попрошайками».
«С точки зрения закона «бродяжничество» подразумевают ситуацию, когда лица без определенного места жительства и средств для проживания не занимаются тем или иным общественно полезным делом или профессиональной деятельностью (за исключением лиц, получивших в установленном законодательством порядке статус безработного) и постоянно занимаются мелким воровством или зарабатывающих на жизнь попрошайничеством»», — сказал он.
Отметим, что «мелкое воровство» — это присвоение, похищение или мошенничество в размере, не превышающем 500 манатов
«Итак, Вы замечаете кучкующихся в каком-то месте бродяг и набираете «102». И что же ожидает бродяг от «тяжелой руки закона»? Согласно статье 523 Кодекса об Административных Проступках (КАП), наказанием за бродяжничество является предупреждение, штраф в размере 20-25 манатов или до 10 дней административного ареста. Денег при них нет, значит, следующие несколько дней они проведут на бесплатном трехразовом питании с крышей над головой — бомжей или людей, десятками живущих на съемной квартире, этим не напугаешь, особенно в холодное время года. А потом их выпустят, и они снова займутся любимым делом. Теперь представим, что бродяга украл Ваш мобильник за 400 манат. Увидев его на улице через несколько дней, Вы ловите его за руку, бродяга вопит, угрожает, его товарищи рвут на Вас одежду, бьют. Но Вы, следуя призыву полиции, все преодолеваете и сдаете вора случайно оказавшемуся поблизости полицейскому», — пояснил он.
По его словам, ворованной вещи при нем уже нет, стоимость украденного ниже порога в 500 манатов — значит, к уголовной ответственности его уже не привлечь, даже если у Вас есть доказательства, что именно он и именно Вас обокрал. Мелкое хищение чужого имущества наказуемо по статье 227 КАП общественными работами (от 160 до 240 часов) или до трех месяцев административного ареста. Так как у человека нет постоянного места жительства, откуда бы он приходил на работу, и где бы его можно было бы контролировать, то его посадят на бесплатное питание и, скорей всего, не на весь срок. После чего выпустят.
«С учетом того, что поймают его не на первой краже, бродяга, отсидев несколько недель, заработает на мелких кражах несколько сотен манатов — соизмеримо с заработком рабочего на стройке. Увидев Вас на улице, он нагло рассмеется Вам в лицо, может, даже и пригрозит зарезать, чтобы Вам крепче спалось. Телефон свой или денежную компенсацию за него Вы, конечно, не получите. Кстати, может случиться и так, что тот, кого Вы сдали полиции как «бродягу», на самом деле постоянно проживает по такому-то адресу, является пенсионером по здоровью, или даже, помимо попрошайничества, продает для вида салфетки, то есть имеет источник дохода. Тогда еще большой вопрос, подпадет ли он под статью 523 КАП», — отметил он.
Зейналов затронул и ангелочков, которые попрошайничают и шарят по нашим сумкам и карманам. «Мы видели уже детишек из ИГИЛ, которые хладнокровно убивали взрослых в таком юном возрасте, в котором у нас в Азербайджане могут разве что отшлепать, и то не сильно. Так, согласно статье 16 КАП, они подлежат административной ответственности лишь с 16 лет. До этого их можно только задержать и сдать родителям. За привлечение несовершеннолетних к бродяжничеству родителями или другими лицами предусмотрен штраф в 50-90 манатов или от 5 до 15 суток ареста. Но это, если будет доказано, что именно родители послали ребенка попрошайничать, а не он сам сбежал из дома», — говорит он.
Отметим, что и к уголовной ответственности привлечь деток можно лишь ограниченно с 14 лет (по некоторым преступлениям вроде умышленного убийства, изнасилования, хищения, грабежа, разбоя и т.п.), и полностью с 16 лет. Но даже за самое страшное преступление, совершенное в возрасте от 14 по 18 лет, подростку грозит не более 10 лет лишения свободы.
«Вот совсем недавний пример. На днях в соцсетях распространилась информация о том, что в Гейчае полиция якобы ни за что 20 раз задерживала и каждый раз била 12-летнего мальчика. Согласно информации МВД, мальчика Эльмеддина Н. задерживали за мелкие кражи даже не 20, а больше раз. Ввиду того, что малыш не достиг возраста административной ответственности, его каждый раз отдают родственникам — дяде и деду, потому что после смерти отца мальчика мать потеряла на него влияние. Каждый раз он дает слово больше не воровать, и буквально спустя несколько дней снова нарушает закон. Полиция отрицает, что бьет ребенка. Но даже если допустить, что побои имели место, то тогда ситуация выглядит еще хуже, запущенней. Насколько нужно войти во вкус бродяжничества и преступлений, если от них не удерживают даже побои дядь-полицейских! В соцсетях призывают защитить мальчика от полиции, и это резонно, если его бьют, даже если за что-то нехорошее. Он же ребенок. Но вот кто и как защитит от него соседей? Полиция явно на это не способна, судя по заявлению МВД», — пояснил он.
Поэтому, по его словам, возвращаясь к призыву полиции помочь ей бороться с бродягами, считаю уместным выразить мнение, что сначала нужно сделать адекватным наказание за бродяжничество и мелкое воровство, обязательно включив в него общественно-полезный труд. Кроме того, необходимо эффективней бороться с бродяжничеством и мелким воровством среди детей.
«Я уже привел пример малыша, который в свои 12 лет не вылазит из полиции. Но и в других местах, используя безнаказанность детей, их активно эксплуатируют. Например, в уже упомянутой группе из 22 попрошаек в Бинагадинском районе больше половины (13) составляли дети. Совершенно очевидно, что предусмотренный законом штраф в 50-90 манат для взрослых, привлекающих детей к бродяжничеству, никого не пугает и не останавливает. Да и чем он может помочь? Семья живет за счет детей, а тут еще отнимут и эти заработанные детьми деньги. Не правильней ли заставить паразитирующих на детях взрослых слегка потрудиться и заработать на их содержание? Ведь статью 17 Конституции, гласящую, что «забота о детях и их воспитание являются долгом родителей. Государство осуществляет контроль за выполнением этого долга», пока что никто не отменял…», — сказал он.
Комментируя призыв городской полиции к журналистам и НПО, правозащитник сказал: «Чтобы общество знало масштаб проблемы и реальный вклад полиции в ее решение, нужно отойти от бюрократической привычки «на всякий случай» зажимать важную информацию», — заключил он.
Татьяна Иванова