На днях из Страсбурга, где заседает Европейский суд по правам человека, в Грузию пришло известие о том, что эта высшая на континенте судебная инстанция приняла решение по давно забытому у нас делу. Речь идет о убийстве в 2008 году сержанта грузинской армии Роина Шавадзе. Тогда у власти были те, кто нынешнее правительство иначе как «кровавый диктаторский режим» не называет.
Автор этих строк лично знал сержанта Шавадзе, писал о нем в местной прессе, говорил с его друзьями и членами семьи. Без лишнего пафоса скажу, что это был настоящий боец, один из лучших представителей младшего командного звена, на которых держатся армейские подразделения. Прошел т.н. горячие точки, служил в составе грузинского батальона в Ираке, где проявил себя с лучшей стороны, о чем свидетельствовали награды не только от нашего командования, но и наших главных стратегических партнеров.
Но сейчас хочется рассказать не столько о нем, сколько о той трагедии, которая случилась 12 лет тому назад, и вердикте, хоть и запоздалом, но справедливом. А произошло вот что: некоторое время спустя, после т.н. августовской войны 2008-го года, в которой непосредственное участие принимало и подразделение сержанта Шавадзе, приятель сообщил мне, что Роин убит. Похороны состоялись в Батуми, где он проживал с семьей. Неприятное впечатление оставило, что на отпевании не было ни родственников, ни сослуживцев. «Сарафанное радио» донесло – мол, испугались прийти.
Как оказалось, убит сержант не на поле битвы, а у нас, в родной Аджарии, некими силовиками, которые его буквально похитили, затолкав в машину. И тут же по городу поползли слухи – мол, просто так никого не берут, видимо было за что. Несчастная вдова стучалась во все инстанции, прося объяснений, но ничего вразумительного так и не услышала. Единственное, что можно было узнать из материалов дела, как тогда отмечал адвокат в комментариях местной прессе, сержанта подозревали в хранении наркотиков. Но дело следователями было срочно прекращено, а смерть сержанта объяснили просто – мол, оказал сопротивление и при попытке бегства был убит.
У меня, как у журналиста, есть своя версия случившегося. Дело в том, что во времена правления в Аджарии Аслана Абашидзе, который железной рукой правил регионом, не допустив здесь развязывания гражданской войны, Р. Шавадзе служил в его личной охране. Тогдашний руководитель автономии имел связи с командованием российской военной базы, дислоцированной в Батуми. Естественно, что и члены охраны были в той или иной степени связаны с этими военными (совместные учения, обмен опытом и т.д.). Видимо, некоторые из начальников грузинских военных, потерявшие в той пятидневной войне большую часть боевой техники и личного состава наших боеспособных подразделений, захотели во что бы то ни стало найти виновников случившейся катастрофы. Вот и нашли подходящую кандидатуру – бывший охранник «сепаратиста», знакомый с военными супостатов. Чем не «стрелочник», на которого можно взвалить ответственность за провал авантюры!? Повторяю – в официальных документах этого нет, но подлый слушок был пущен.
А теперь о решении Европейского суда по правам человека по иску вдовы погибшего сержанта. Как говорится в сообщении судебного органа, на основании 2-ой статьи Европейской конвенции, Страсбургские судьи приняли вердикт в пользу истицы. Им были предъявлены видео и фото-материалы, из которых они заключили, что причиненные телесные повреждения никак не могли быть следствием «попытки к бегству». Поломанные пальцы и раны на теле, зафиксированные в этих материалах, могли быть только результатом пыток.
Итогом многолетних попыток вдовы погибшего сержанта Шавадзе восстановить справедливость и доброе имя мужа стало решение Страсбургского суда выплатить семье 40 тысяч евро в качестве компенсации за моральный ущерб. Кстати, выплачивать придется из нашего государственного бюджета. Тому самому государству, которым правят «кровавые маньяки», о которых каждый день с невинными лицами рассказывают нам с телеэкранов нынешние оппозиционеры.