Премьер-министр Никол Пашинян, считающий целесообразным эксплуатацию рудника, видя серьезное общественное недовольство, решил взять временную отсрочку. Направив в Министерство охраны природы заключение международной компании ELARD, чтобы выяснить, есть ли в этом заключении данные, которые вызывают необходимость в проведении новой Оценки воздействия на окружающую среду для эксплуатации Амулсарского рудника. А до этого пытаясь убедить граждан, в том числе жителей Джермука, в безопасности рудника.

Холодный прием в Дилижане

Пашинян и члены его команды не теряют надежду убедить общество в целесообразности работы рудника. Этой же цели был призван послужить и неожиданный визит премьера в Джермук в прошлую пятницу. Однако Пашиняна вряд ли обрадовал прием: вся его прогулка в городе сопровождалась криками нескольких сотен протестующих жителей: «Амулсар без рудника!» и «Амулсар только гора!», постоянными призывами выйти на улицу и поговорить с людьми.

Любая попытка премьера начать на улице разговор о необходимости работы рудника, если будет доказано отсутствие угрозы для природы, о высоких экологических стандартах, беспрецедентных для Армении, которые планирует внедрить Lydian, встречала недовольство людей и замечание, что премьер должен был приехать чтобы узнать мнение жителей Джермука об Амулсаре, а не чтобы убеждать их в необходимости рудника. Пашиняну удалось спокойно донести свою мысль лишь в ходе нескольких встреч с гражданами в их квартирах. «Этот вопрос может быть решен лишь на основе сбалансированного интереса Республики Армения»,- заявил он собравшимся на площади протестующим.

Все время пытаясь донести до жителей Джермука, что если будет доказано отсутствие угроз для природы, рудник будет работать, премьер пообещал собравшимся, что на следующей неделе проведет скайп-конференцию с ЕLARD, которая будет опубликована, чтобы компания объяснила свое заключение и ответила на все вопросы, дабы исключить кривотолки в обществе.

После Джермука премьер посетил общины Сараван и Горайк, жители которых были более благосклонно настроены к работе рудника. Ставя требованием лишь более массовый прием на работу в Lydian Armenia местных жителей. При этом интересно, что в общину Гндеваз, наиболее близко расположенную к Амулсару, жители которой активно участвуют в блокаде рудника, премьер не поехал.

При этом надо заметить, что в и в Джермуке есть сторонники эксплуатации рудника. Хотя их число существенно уступает противникам Lydian. Это в основном некоторые хозяева средних и маленьких отелей, их сотрудники, которые надеются, что работа рудника обеспечит их работой и постояльцами. Отмечая тяжелую социально-экономическую ситуацию в регионе, загруженность их гостиниц лишь в летний сезон (в отличие от крупных гостиниц и лечебниц с их водными процедурами), они говорят, что верят премьеру об отсутствии рисков для курорта. И что к вопросу надо подходить без эмоций, а на основании фактов, в частности проведенных в экспертизе ELARD.

Дискуссии в правящей партии

Надо отметить, что и в самой правящей партии нет однозначного подхода к вопросу Амулсара. Экологи и гражданские активисты, выступающие сейчас против рудника, были одной из главных движущих сил «бархатной революции». Пашинян и члены его команды, да и вообще армянская оппозиция все последние годы пыталась использовать в политических целях выступления экологов против бывших властей, в том числе и в вопросе Амулсара. И для многих депутатов из правящей фракции сейчас сложно отказаться от своих прошлых взглядов и взглядов, стать фактически защитниками горнодобывающей компании.

Вопрос Амулсара грозит сказаться на рейтинге власти, что в ходе недавнего брифинга признал даже спикер парламента Арарат Мирзоян. «Я согласен с утверждением о том, что от этого рейтинг власти может немного снизиться, хотя не думаю, что большинство тех активных людей, которые занимаются этим и агитируют против эксплуатации рудника, исходя из принципа, что гора Амулсар останется и не станет рудником, отдало свои голоса за «Мой шаг»», – заявил он журналистам.

Тема Амулсара была затронута и на прошедшем в среду заседании фракции правящего блока «Мой шаг», хоть, согласно депутатам, она и не была в повестке заседания. Депутат от блока «Мой шаг» Софья Овсепян сообщила журналистам, что на заседании были высказаны различные мнения о ситуации в Амулсаре, однако ни к каким последствиям это не привело. И депутаты считают, что необходимо дождаться ответа со стороны Министерства окружающей среды и шагов правительства.

Овсепян подчеркнула, что во фракции по вопросу Амулсара нет разногласий, а есть разночтения: «Одна часть считает, что рудник необходимо запустить, а другая считает, что нет».

В свою очередь, Лилит Макунц заявила журналистам по итогам заседания, что правительство не примет антигосударственного, антинационального решения по вопросу эксплуатации Амулсарского рудника. «Вопрос необходимости новой Оценки воздействия на окружающую среду изучается в министерстве окружающей среды, посмотрим, какой будет результат», – добавила она.

При этом надо отметить, что ранее депутат от блока «Мой шаг» Овик Агазарян выступил против того, чтобы вопрос Амулсара решался путем референдума, как предлагают ряд политических сил, в частности АРФ «Дашнакцутюн». По его мнению, позиция жителей Джермука и прилегающих к горе общин предсказуема и «не будет отражать реальную картину целесообразности эксплуатации». «Ясно, что жители Джермука скажут, что не хотят этого… Это просто общегосударственный вопрос и вопрос последовательности государства. Правда, мы пришли к власти путем революции, силой народа, но в любом случае есть государство в смысле своих обязательств, своих контактов с миром, международных обязательств, соблюдения договоров. В этом смысле вопрос стал общегосударственным. Кто не понимает, что горнодобывающая промышленность наносит ущерб окружающей среде? Все мы понимаем это. Речь идет о степени ущерба и возможностях противодействия этому ущербу», – заявил он Радио Азатутюн.

Неприятные параллели

Следя за общением Пашиняна в Джермуке с рядовыми гражданами (да и в целом за комментариями в соцсетях), невольно складывалось ощущение, что «народный премьер» и народ говорят на разных языках. И в Джермуке было видно, что еще недавно купавшийся в лучах народной любви и обожающий публичные выступления премьер старался свести к минимуму общение с жителями города на улицах – Пашиняну было неприятно осознавать, что его слов уже недостаточно людям.

В свою очередь, простые жители не могли понять упорства премьера в этом вопросе, его готовность фактически поддержать действия старых властей по Амулсару. А ведь многие считают, что процесс по Амулсару до «бархатной революции» сопровождался нарушениями закона и содержит коррупционные риски, а само соглашение является кабальным для Армении. Простые люди не хотят считаться ни с внешнеполитическими рисками (интересы Lydian лоббировали послы США и Великобритании), ни с возможными финансовыми потерями (согласно депутатам от правящей партии, минимум 700-750 млн. долларов в случае обращения компании международный арбитраж), негативное влияние на инвестиционную привлекательность Армении, и так достаточно невысокую.

В последних событиях для Пашиняна и новых властей есть и неприятные параллели со старой властью: привод в полицию активистов за попытку блокировать улицу, закрытие перед лицом протестующих дверей парка во дворе парламента, открытого по приказу Пашиняна в октябре для давления на бывшую правящую партию. А сейчас наверное лишь Республиканская партия Армении (РПА) открыто не выступает против проекта рудника. Почувствовав общественные настроения, в дело защиты Амулсара впряглись как парламентская оппозиция, так и радикалы из “Сасна црер”.

И перед Пашиняном сейчас стоит серьёзный выбор: стоят ли серьёзные экологические и политические риски (вплоть до раскола правящей партии) и снижение рейтинга тех 500 миллионов долларов, которые за 10 лет в виде налогов должна заплатить Lydian. Или даже выплат компании в случае разрыва с ней соглашения. А ведь сам Пашинян, уже будучи премьером, уверял людей, что власть отныне они, и решения будут приниматься на площади. А сейчас площадь ясно выражает свою позицию – руднику не быть. А как быстро экологические требования могу стать политическими, Армения очень хорошо помнит.

P. S. Министерство охраны природы должно до 4 сентября вынести решение о том, следует ли провести новую Оценку воздействия на окружающую среду эксплуатации Амулсарского рудника. Пока же внимание общественности от вопроса Амулсара временно отвлекло задержание крайне непопулярного в обществе бывшего главы Комитета государственных доходов и министра финансов Гагика Хачатряна.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель