«Закрепленные в совместном соглашении по Карабаху договоренности, связанные с передачей территорий под контроль Азербайджана, действительно будут реализованы. Ко всему прочему, руководству самой Армении в ближайшее время фактически будет не до Карабаха (не считая публичной риторики) — оно все больше будет погружаться во внутриполитические конфликты. Вспомним хотя бы заявление президента Армении Армена Саркисяна о «неизбежности» досрочных парламентских выборов. Чтобы использовать подобное продление сроков с целью «отыграть назад» невыгодные Еревану договоренности, отмеченные в совместном заявлении, руководству Армении понадобился бы надежный внутриполитический тыл – но этого преимущества у него сейчас нет».

Об этом заявил корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

По его словам, общественный запрос на реванш в армянском обществе, безусловно, сохранится, но вряд системные политики, имеющие шансы войти в руководство страны в ближайшей перспективе, действительно будут пытаться возобновить боевые действия в зоне конфликта – слишком велики риски. Скорее, в первое время они сосредоточатся на поиске лиц, которых можно обвинить в произошедших событиях.

«В прессе и соцсетях (особенно в первые дни после подписания совместного заявления) достаточно популярны были прогнозы о возможности прихода к власти в Армении радикалов, например, представителей «Сасна Црер». Однако готовность представителей силовых ведомств Армении противодействовать акциям протеста и даже публично солидаризоваться с подписанием соглашения о прекращении огня (как это сделал начальник Генштаба Вооруженных сил Армении Оник Гаспарян) показывает, что у системных политиков есть на кого опереться, чтобы не допустить наиболее радикальные силы к власти.

Вероятно, как минимум часть из представителей элит Армении будет ориентироваться на сценарий, что основным публичным лицом новой власти в случае отставки Пашиняна мог бы стать президент страны Армен Саркисян, а на место главы Правительства на переходный период мог бы прийти технический премьер, являющийся, например, карьерным чиновником, военным или бизнес-управленцем», — говорит эксперт.

По его словам, скорее всего, в ближайшее время произойдет активизация работы именно в формате МГ ОБСЕ. Для США и Франции это еще один повод продемонстрировать (в том числе оппозиции и медийно-экспертной среде в своих странах), что они не отдали инициативу Москве окончательно – отсюда и заявления их представителей о приверженности «нашей роли сопредседателей…Минской группы».

«При этом и ряд армянских политиков, намеренных получить дополнительные политические очки, будут сейчас убеждать общественность в своей стране в возможности хотя бы в каких-то вопросах изменить ситуацию в пользу Еревана в случае возвращения к переговорному процессу в данном формате. В подобном ключе высказывался, например, президент Армении Армен Саркисян на встрече с деятелями культуры и спорта. Обратим внимание, что и в «дорожной карте» Никола Пашиняна восстановление переговорного процесса в формате Минской группы идет первым пунктом. Повышение формального статуса Турции до сопредседателя МГ ОБСЕ в ближайшей перспективе вряд ли возможно, при этом контакты Москвы и Анкары по ситуации в зоне конфликта, скорее всего, останутся достаточно активными», — заключил Нейжмаков.

От Иванова Татьяна

Корреспондент Пресс-клуба в Азербайджане