… мавр может уходить». Эта фраза из классика немецкой литературы Ф. Шиллера невольно приходит на ум, наблюдая за процедурой отставки уже бывшего премьер-министра Грузии М. Бахтадзе. А началось все недели две тому назад, когда местные средства массовой информации наперебой начали обсуждать кандидатуру будущего премьера. При этом действующий категорически отказывался говорить о своей возможной отставке и, что немаловажно, члены правящего большинства в Парламенте делали недоуменное лицо, когда журналисты их об этом спрашивали.
И вот событие, о котором все знали, но молчали, свершилось – премьер (первое лицо в государстве) неожиданно, через самую популярную в стране социальную сеть, сделал заявление о своем уходе с занимаемой должности. При этом попытался объяснить причины своей отставки, но сделал это так, что никто не понял, что же на самом деле послужило поводом для такого решения. Пришлось ему на следующий день созывать пресс-конференцию, чтобы разъяснить причины своей отставки.
На протяжении почти трех часов журналисты перед всей страной пытали бывшего премьера, требуя объяснить причину своего решения, но так и не смогли получить вразумительного ответа. Нет, что-то он говорил, к примеру: «Цель и основной мандат моей кандидатуры на посту премьер-министра Грузии в 2018 году состояли в том, чтобы создать и внедрить стратегические рамки развития страны, которые в последующие годы обеспечили бы достижение наших государственных целей, превратились бы в руководство для развития страны. Рамки стратегического развития созданы, внедрены, и, соответственно, я принял решение покинуть пост, поскольку считаю, что к этому времени я уже выполнил свою миссию».
Вы поняли? Значит, человек доволен, что выполнил свою миссию и уходит, чтобы не мешать другим «внедрять в жизнь стратегические рамки развития страны». За этой словесной завесой, как за туманом, кроется очень простая, но обидная для всякого нормального политика реальность – человека использовали на короткий отрезок времени и … указали на дверь. А что это так доказывает короткий экскурс в не столь отдаленное прошлое.
Бахтадзе уже четвертый премьер-министр за семилетнее правление партии под названием «Грузинская мечта». Он продержался на этом посту чуть более года. Его предшественники служили своему Отечеству несколько более, но и их ушли при странных обстоятельствах. К примеру, Гарибашвили заслужил самые лестные слова от лидера правящей партии и фактического хозяина страны господина Б. Иванишвили. Хотя причина его отставки тоже не была ясна. За кулисами поговаривали, что наших стратегических партнеров не совсем устраивают его высказывания. (Он говорил, что не допустит разгула в стране сексуальных извращенцев и т.д.).
Последующий премьер Квирикашвили, человек положительный во всех отношениях, тоже непонятно за что попал под раздачу. При нем экономические показатели выросли на порядок, но это его не спасло. Бизнесмен, возглавляющий правящую партию, при отставке премьера слегка пожурил его за то, что ему не удалось приструнить жадных до прибылей банкиров. Особенно двух крупнейших банков, которые по образному выражению олигарха «буквально сожрали всю страну». Как? Так же, как и везде в современном мире – процентными ставками по кредитам.
Так что никакого существенного отличия от прежних отставок. Вот разве что фейсбук впервые был использован для этих целей. Для чего же понадобилась эта кадровая пертурбация? Думается, все дело тут в приближающихся очередных парламентских выборах (2020 году у нас выборы). Населению надо представить что-то новое, сделать хоть что-то. Уже бывший премьер свой ресурс исчерпал. Его имя, хоть он и говорил о каких-то достижениях, мол вырос кредитный рейтинг страны, но у населения будет связано с небывалой девальвацией национальной валюты и ростом потребительских цен на товары первой необходимости.
Кроме того, сама личность экс-премьера не того масштаба. Чего стоит, к примеру, его выход перед журналистами и всей страной в черной футболке с надписью – национальная идея образование. Он, видимо, хотел приписать себе честь находки нашей национальной идеи. Ему, молодому политику, невдомек, что образование, как и медицина, экономика, оборона – это сферы жизнедеятельности любого государства. А национальная идея нечто выше, то, что выстрадано всем ходом исторического развития нации.
И в конце хотелось бы сказать два слова о реакции на эту отставку. Лучше всех ее выразила бывший министр обороны страны Т. Хидашели: «У Бахтадзе возникло ощущение, что он выполнил какую-то миссию. Интересно, какую? Это первый премьер в истории Грузии, который пришел так, и уходит так, что населению не удалось точно запомнить его имя и фамилию». Со своей же стороны добавлю, что народ предпочитает запоминать имена личностей, а не безликих функционеров.
Валерий Чхартишвили