Карабахская война ответила на многие вопросы о политическом будущем региона Закавказья. О роли России, влиянии Турции, внутриполитической ситуации в Армении и геополитической ориентации Азербайджана. Ряд экспертов высказали мнение о том, что Ильхам Алиев в благодарность за помощь Реджепа Эрдогана предоставит Турции льготные условия во всех сферах, начиная с торговли и заканчивая военными базами. Мол, Азербайджан превратится чуть ли не в еще один турецкий вилайет. Эта версия, на мой взгляд, весьма гипертрофирована, хотя имеет определенные логические предпосылки.
Для меня очевидно другое. Даже если произойдет сближение Баку и Анкары, оно не станет шагом к вступлению в будущем Азербайджана в НАТО и ЕС, чего опасаются российские государственники. Причина здесь лежит даже не в том, что союзник азербайджанцев Турция из-за Сирии, курдов, газовых месторождений Средиземноморья и Ливии превратилась во врага Брюсселя и Вашингтона. Речь идет о том, что Алиев наконец углядел «истинное лицо» западных демократий. В решающий момент войны, когда испытывается на прочность и дружба, и партнерство, все ведущие демократы заняли антиазербайджанскую позицию. Несмотря на то, что Франция и США — сопредседатели Минской Группы ОБСЕ, осуждая азербайджанское наступление в оккупированных районах вокруг Нагорного Карабаха, они фактически поставили под сомнение принадлежность этих территорий Баку и соответственно выбросили в мусорку ими же подписанные четыре резолюции СБ ООН. Более того, французский лидер Эммануэль Макрон без стеснений выразил поддержку премьеру Армении Николу Пашиняну, а немецкий МИД даже пригрозил Алиеву санкциями.
Из двух последних выступлений Алиева стало ясно, что он окончательно разочаровался даже в туманных перспективах сотрудничества с Европой. Во время интервью с каналом BBC его корреспондент попыталась научить азербайджанского лидера демократии, критикуя его за подавление прессы и оппозиции. Алиев не растерялся и ответил ей той же монетой, вспомнив о том, что в британской тюрьме сидит узник свободы Джулиан Ассанж:
— Вы говорите, как прокурор. Почему? Если вы настолько демократичны и объективны, то почему держите Ассанжа в тюрьме? Почему? Вы держите его в тюрьме из-за журналистской деятельности, — сказал он.
Второе жесткое антизападное заявление прозвучало из уст Алиева у стен Агдамской мечети. В ответ на обеспокоенность стран ЕС судьбой христианских святынь в Карабахе, он заметил, что в Азербайджане с большим уважением относятся ко всем религиям и храмам. И эта работа высоко оценена русским патриархом и католическим папой. Алиев заметил, что претензии предъявляют лидеры западных стран, которые разжигают исламофобию, намекая на Макрона.
Поддерживали ли Макрон, Меркель и «ко» Пашиняна потому, что он — демократичнее Алиева, надо спросить у них. Не исключено, что мерилом демократичности для ЕС и США является степень прозападности. По этому пункту у Алиева большие недостатки. Он сотрудничает с врагом США Ираном, дружит с ненавистной ЕС Турцией и является стратегическим партнером соперника «номер 1» для НАТО — Путина.
Напряженные отношения с Западом явно контрастируют со связями с Москвой. Алиев поблагодарил Россию за миротворческую операцию и за усилия при подписании трехстороннего соглашения. Еще шире – нейтралитет Путина во время боевых действий высоко ценится в азербайджанском руководстве и экспертном сообществе. Возможно, друзьями по гроб жизни Баку и Москва после войны в Карабахе не стали, но конфликт показал, что Запад — точно не друг.
Конечно, у стран бывают разные периоды в отношениях. Вчера Япония и США уничтожали друг друга, сегодня они союзники. У Азербайджана другая ситуация. Страна не оккупирована никем из великих держав. Есть свобода маневра и выбора партнеров. Баку гипотетически может интегрироваться и с Турцией, и с Россией в рамках ЕАЭС, и с Ираном. А может и со всеми одновременно, если запустятся проекты «Север-Юг» и «Юг-Запад». На Запад Азербайджан поставляет свою нефть и газ по трубопроводам «Баку-Тбилиси-Джейхан» и TANAP. Однако, чтобы продавать нефть, необязательно вступать в интеграционные объединения.
Таким образом, после карабахской войны для Азербайджана стало ясно, что доверять и полагаться на Запад невозможно. Торговать можно, но интеграция не имеет смысла ни с политической, ни с цивилизационной точки зрения. Настало время разорвать «Восточное партнерство».