Ювелирное искусство азербайджанского народа имеет очень богатые и древние традиции. Об этом свидетельствуют золотые украшения, найденные во время археологических раскопок в различных регионах Азербайджана и датируемые 1 тысячелетием до н.э. Основными центрами ювелирного ремесла в Азербайджане были города Баку, Гянджа, Шемаха, Шуша, Шеки и Нахичевань.
Мало кому известно, но в период советской власти Азербайджан считался одним из основных производителей ювелирных изделий. Бакинский Ювелирный Завод каждый год производил более четырех тонн золота и тридцати тысяч каратов в качестве сырья. Также на территории завода был оборудован единственный в СССР футлярный цех.
В жизни каждой женщины, особенно восточной, драгоценные украшения являются неотъемлемой частью образа. Для одних – это желание подчеркнуть собственную красоту, для других – это символ материального достатка, а для многих украшения несут в себе особый смысл и служат талисманами.
Для азербайджанского народа драгоценности олицетворяют тождество и радость, их надевают в знаковые дни: на свадьбы, дни рождения и важные приемы. Их дарят ко дню свадьбы невестам, а также на рождение ребенка. Ко всему прочему, азербайджанские женщины передают драгоценные украшения из поколения в поколение своим детям.
Все эти прекрасные ювелирные изделия создавались руками умелых азербайджанских заргяров (ювелиров). Многие из самых видных ювелиров проживали на улице Заргярпалан, которая располагалась в центре города Баку. Одним из жителей этой улицы в начале 20 века был Зейналабдин. В те времена, он считался одним из лучших в своем ремесле, по этой причине его мастерскую часто посещали жены нефтяных богачей.
Жена Зейналабдина – Тугра ханум была невероятно красивой женщиной. Он был беспамятно в нее влюблен с самой первой встречи. Все у них складывалось прекрасно, но в один из дней Тугра ханум сильно заболела. Обеспокоенный Зейналабдин приводил к жене лучших лекарей, но диагнозы давались неутешительные. Ювелир готов был сделать все возможное, но лечения ее болезни не было. Врачи ничем не могли ей помочь, они предрекали Тугре ханум скорую смерть.
Женщина чувствовала как ее муж мучается, она ему сказала: «Дорогой, не печалься. Помнишь дерево, которое мы посадили, когда родился наш первенец, оно зацветет вновь в начале весны. Я тебе обещаю – я обязательно дождусь его плодов, ты ведь знаешь, как я люблю бадам (миндаль). Особенно наш бадам в домике у моря. Не верю, что могу уйти раньше, чем он зацветет».
Но до весны было так далеко, были нескончаемые холодные дни, не оставляющие надежды на скорое тепло. Да и состояние жены ухудшалось с каждый днем. Все это очень огорчало Зейналабдина. Но в такие моменты он вспоминал, как они с женой посадили этот бадам и как много он для них значил. Молодой ювелир верил – с каждым цветением миндаля в человеке зарождаются новые надежды, порой даже несбыточные.
Как только выглянуло солнце, Зеналабдин помчался в мастерскую, он изготовил форму для золотого бадама. Он сразу представил глаза своей возлюбленной, их форма напоминала миндаль, а саму Тугру нередко называли «бадамгёз». С тех пор, каждый день ювелир изготавливал золотые и серебряные бадамы, после он покрывал некоторые из них цветной эмалью и гравировал различные национальные орнаменты и символы.
Однажды, среди одной из холодных ночей, Тугра ханум крепко сжала руку мужа и произнесла: «Зейнал, мой любимый, не печалься, я ухожу, хочу попрощаться, сожми мою руку и посиди со мной в последний раз». Заргяр не смог сдержать слез: «Как же так, ты дала мне слово дождаться бадама! Доживи до утра, я принесу тебе бадам…». Жена удивленно спросила – Откуда? Бадам еще не цвел…
Наш бадам зацвел, дождись утра, я принесу, обещаю. После этих слов Тугра ханум, которая не спала несколько дней, наконец, смогла уснуть.
Проснувшись, первое, что она увидела – горстку бадама в ладонях у мужа. Они так красиво переливались с утренними лучами солнца: золотые, серебряные, с различной эмалью. Она стала перебирать их тонкими пальцами, эти миндалины даровали ей силу. С каждым днем она чувствовала себя лучше. А Зейналабдин смог вновь увидеть то, как блестят ее лучезарные глаза. Хоть и болезнь отняла ее здоровье, но не смогла отнять ее красоту.
С тех пор, бадам является неотъемлемым компонентом ювелирного ремесла в Азербайджане. «Золотой бадам» считается символом большой любви и исцеления.
Талантливые азербайджанские ювелиры продолжают традиции своих предков, воссоздавая и создавая все новые и новые неповторимые по своей красоте драгоценные изделия.