В последнее время в азербайджанских СМИ и экспертном сообществе вновь поднялся вопрос о возможном вступлении Азербайджана в ОДКБ.
Решение о получении Азербайджаном статуса наблюдателя в ОДКБ, возможность чего ранее не исключил вице-премьер РФ Юрий Борисов, должно быть принято с согласия всех стран-участниц организации, заявил в четверг и.о. генсека организации Валерий Семериков, сообщает «Интерфакс».
«Давайте исходить из нормативно-правовой базы, которая принята в ОДКБ. Все решения, особенно, что касается членства, наблюдательства, партнерства, принимаются консенсусом. Если не будет согласия одного члена-государства, естественно, решения не будет», — сказал Семериков журналистам в Ереване, отвечая на вопрос о возможности получения Азербайджаном статуса наблюдателя или партнера в ОДКБ.
Официальный Баку не остался в долгу и сразу после этих сообщений в СМИ, советник президента Азербайджана по международным вопросам Хикмет Гаджиев заявил, что «Азербайджан не собирается вступать в ОДКБ».
В эти дни также с официальным визитом в Баку посетил государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Станислав Зась, которые через несколько месяцев должен стать Генсеком ОДКБ.
В рамках визита Станислав Зась встретился с президентом Азербайджана, а также главой Администрации президента Азербайджана Рамизом Мехтиевым, секретарем Совета безопасности Азербайджана Рамилем Усубовым и помощником президента Азербайджана по работе с правоохранительными органами и военным вопросам Фуадом Алескерым.
Комментируя Пресс-клубу “Содружество” политолог Ильгар Велизаде сказал, что между Азербайджаном и ОДКБ никаких отношений нет.
“С другой стороны, есть интерес к Азербайджану со стороны России, чтобы наша страна пусть даже опосредованно участвовала в той системе безопасности, которая создается в рамках ОДКБ. Азербайджану в различных формах такие предложения делались, но позиция нашей страны остается неизменной”, – сказал он.
Говоря о визите Зася в Азербайджан, эксперт сказал, что Засю кроме ОДКБ было еще о чем поговорить.
“Дело в том, что Зась на сегодня не может говорить от имени ОДКБ или же предлагать от имени ОДКБ, так как у него пока таких полномочий нет. Он вступит в эти полномочия еще через несколько месяцев. Он может пока говорить только от имени белорусской стороны или же по поручению главы Белоруссии”, – подчеркнул он.
Велизаде также сказал, что сегодня военно-техническое сотрудничество между двумя странами находятся на высоком уровне.
“Есть и планы военно-технического сотрудничества. Скорее всего, речь шла о закупке Азербайджаном новых видов вооружения, которые производит Белоруссия, а возможно и совместное производство тех или иных типов вооружения в Азербайджане по белорусской лицензии. Ни азербайджанская сторона, ни белорусская сторона вопросы ОДКБ на этой встречи не могли обсуждать. Поскольку ни у Зася нет таких полномочий, ни у Азербайджана нет практического интереса”, – резюмировал аналитик.
“В сегодняшних условиях войти в ОДКБ не соответствует интересам Азербайджана. Это не возможно, чтобы Азербайджан и Армения находились в одном военном блоке. Когда будет решен конфликт между нашими странами, тогда мы можем обсудить этот вопрос. Правда, некоторые говорят, что если мы вступим в эту организацию, мы будем покупать у России оружие за более дешевую цену”, – добавил политолог Эльхан Шахиноглу.
Политолог также добавил, что то, что мы не в этой организации – не мешает закупать российское оружие.
“Мы на 5 миллиардов закупили оружия у России. С другой стороны, мы являемся членами организации неприсоединения, и в октябре месяце в Баку состоится саммит этой организации. Мы вступили в эту организацию, чтобы быть равноудаленными от НАТО и ОДКБ, но, если мы сейчас решим вступить эту организацию, нашему присутствию в организации движения неприсоединения будет положен конец.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в январе текущего года, выступая на давосском форуме сказал, что у Азербайджана нет намерений вступать в те или иные военные блоки. В эти же дни с такой же позицией выступил и советник президента по международным отношениям Хитмет Гаджиев”, – подытожил аналитик.
Ниджат Гаджиев