На прошлой неделе судья Анна Данибекян вынесла два решения по мере пресечения экс-президента Роберта Кочаряна. Сначала было отклонено ходатайство защиты освободить арестованного бывшего президента на основании решения Конституционного суда, а затем было отклонено ходатайство об освобождении Кочаряна под залог. Если не будет удовлетворена апелляционная жалоба защиты экс-президента, то Кочарян будет дожидаться решения суда по своему делу за решеткой.

Конституционный суд не помог Кочаряну

Мы уже писали, что решение Конституционного суда от 4 сентября стороны защиты и обвинения расценили диаметрально разно. Адвокаты и сторонники экс-президента считали, что это является поводом для немедленного освобождения Кочаряна и даже прекращения уголовного дела, а прокуратура, Министерство юстиции и противники Кочаряна, что оно никак не ставит под сомнение законность меры пресечения.

При этом надо отметить, что многие сторонники действующей власти ставят под сомнение вообще легитимность Конституционного суда. А сам процесс принятия решения Конституционным судом по делу Кочаряна стал поводом для правящей партии инициировать процесс отстранения от должности председателя КС Грайра Товмасяна.

17 сентября судья Анна Данибекян огласила свое решение – отклонить ходатайство об отмене меры пресечения в виде ареста в отношении Кочаряна на основании решения Конституционного суда.

Защита Кочаряна обусловила это решение давлением властей на суд, в частности озвученными накануне заявлениями правящего блока «Мой шаг» в адрес Конституционного суда. «Причиной принятого судом решения явились сделанные вчера высшими должностными лицами республики заявления и прямые угрозы в адрес Конституционного суда, которые, по сути, стали сигналом и для суда. Эти должностные лица позволили себе назвать решение Конституционного суда незаконным. Тем самым суду, в частности Вам, уважаемая судья, как лицу они направили четкий определяющий мессидж, сказав, что если, по их мнению, решение Конституционного суда является незаконным, то они сочтут незаконным и вынесенное на основе этого решения Ваше решение об изменении, отмене меры пресечения в отношении господина Кочаряна»,-  заявил адвокат Кочаряна Айк Алумян.

Он также заметил, что это уже не первое вмешательство должностных лиц в деятельность суда по делу Кочаряна накануне вынесения вердикта. «В этом случае вмешательство было более грубым. Я уверен, что вы, в качестве судьи, не могли не почувствовать влияние этого неуравновешенного давления. Это не могло не повлиять на ваше решение», – заметил Алумян.

Решение по залогу

Сразупосле оглашения судьей решения адвокаты Кочаряна подали еще одно ходатайство. Предложив, либо освободить экс-президента под залог, либо применить к нему иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы.

При обсуждении вопроса освобождения под залог в суде выступил и сам бывший президент. При этом он заметил, что хотя суд пренебрег решением Конституционного суда и оставил его под стражей, что, по его мнению, свидетельствует о том, что бессмысленно что-либо говорить, но он все же последует совету своих адвокатов выступить. В ходе своего выступления Кочарян прокомментировал подозрения следствия, что будучи на свободе он может скрыться от следствия или оказать давление на свидетелей.

«Первое – по поводу возможности скрыться от следствия. Наверное, многим сложно понять, но я не тот человек, который от чего-то убегает. Понимаю, что сотрудникам прокуратуры это сложно понять … Поскольку все хорошо знакомы с уголовным делом, нет субъекта, на который возможно повлиять, чтобы что-то изменить. Уважаемый суд, во всем уголовном деле есть только два-три связанных со мной эпизода. Первый эпизод – это моя встреча с высшим военным составом в президентской резиденции, обсуждения не было, я просто выступил с речью… Если вы предоставите эти 40 минут, то всё прекрасно поймете. Я согласен со всеми показаниями, нечего менять, кроме одного сказанного Аршаком Карапетяном предложения, которое не соответствует действительности, которое не подтвердили остальные 12 человек, давших показания…

Уважаемый суд, я никуда не убегу, я никуда не скроюсь. Мы останемся, будем участвовать в этих судебных заседаниях и докажем свою невиновность», – заявил бывший президент.

Он также отметил, что мог не возвращаться в Армению в июле прошлого года, когда находясь заграницей получил уведомление явиться на допрос к следователю. И знал, что его могут арестовать в случае возвращения. И что в сентябре, когда был освобожден из-под ареста, мог спокойно уехать из страны, так как у него было два паспорта. «Я четко знал, куда иду, чего мне ожидать. Я вернулся, ибо не хотел, чтобы все говорили, будто я испугался»,-  заметил Кочарян.

Особо внимания в ходе заседания удостоился вопрос, сможет ли Кочарян выплатить сумму залога. Адвокаты заявили, что Кочарян и его близкие готовы перевести на депозитный счет суда определенную судом сумму в качестве залога. Но призвали учесть, что имущество бывшего президента находится под арестом «на незаконных основаниях». Как сообщил в беседе с журналистами младший сын экс-президента Левон Кочарян, под арестом находятся счета самого Роберта Кочаряна и его старшего сына Седрака Кочаряна, а с его счетов арест снят. При этом он отрицательно ответил на вопрос, сможет ли заплатить залог в миллиард драмов, заметив, что бывшему президенту «могут помочь друзья».

Адвокаты Кочаряна за самоотвод судьи

Несмотря на все доводы адвокатов и лично президента, судья Анна Данибекян приняла решение отклонить ходатайство об освобождении под залог. Сообщив, что следующее заседание суда состоится 7 октября в 13:00. При этом защита имеет право опротестовать решение судьи в Апелляционном суде в десятидневный срок.

Решение судьи Данибекян вызвало сильнейшее недовольство адвокатов Кочаряна. Адвокат Айк Алумян выступил с резкой критикой судьи, а также попросил день на оформление ходатайства о самоотводе судьи Данибекян, обвинив ее в действиях под влиянием действующей власти.

«Вас лишили собственной воли, и сейчас вы здесь действуете всего лишь под ширмой суда. Ничего содержательного в суде нет. Во время очередного давления на суд премьер-министр заявил, что есть судьи, скулящие под дверями. А вы сами относитесь к таким судьям?..

До сих пор проявленный Вами произвол в полной мере дает нам основания утверждать, что по этому делу Вы не в состоянии осуществлять правосудие, поскольку находитесь под влиянием того крыла, которое сегодня осуществляет политическое преследование в отношении господина Кочаряна. Дайте нам время, чтобы мы подали ходатайство о самоотводе», – заявил Алумян.

Следует отметить, что по первому решению (отклонение ходатайства об изменении меры пресечения на основании решения Конституционного суда), сторона защиты подала еще 19 сентября.

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель