На днях высшему законодательному органу страны министерство финансов представило для рассмотрения проект изменений в госбюджет на текущий год. Согласно документу, опубликованному в печати, поступления в казну увеличатся на почти 93 миллиона лари, а ассигнования – на 223 миллиона. Доходы госбюджета увеличатся на 52,7 миллиона лари и составят более 10,5 миллиарда. При этом доходы от налогов не изменятся.

Так откуда же деньги? Как выясняется, в основном власти делают ставку на увеличение внешнего и внутреннего долга. Об этом в своих выступлениях заявляет парламентская оппозиция. Так, лидер партии «Европейская Грузия» Д. Бакрадзе отметил, что внешний долг страны составил рекордную сумму – почти 19 миллиардов лари. « А эти деньги придется ведь возвращать нашим потомкам?», – с возмущением заметил бывший глава законодательной власти страны. При этом он забыл отметить, что практику влезать в долги, брать кредиты у Международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д. широко практиковали именно при их правительстве. Правда тогда сам Бакрадзе был одним из видных функционеров « Национального движения».

Зачем же понадобилось минфину вносить изменения в госбюджет? Дело в том, что в этом году правительство объявило о широкомасштабной реформе сферы образования, ключевым аспектом которой является существенное увеличение зарплат педагогам ( от 1,5 тысяч до двух с половиной тысяч в зависимости от категории). Дополнительные средства из госбюджета получит, в первую очередь, министерство образования, науки, культуры и спорта. Ассигнование дошкольного и общего образования увеличится на 95 миллионов лари и составит 845,5 миллиона лари.

 Также, запланировано увеличение фонда для осуществления проектов в регионах Грузии на 130 миллионов лари. Деньги пойдут на новые муниципальные программы. Увеличится и финансирование администрации президента, что вызвало справедливое нарекание не только со стороны парламентской оппозиции. И надо сказать, что для этого есть основания.

 У людей возникает вопрос – деньги девать некуда? Между тем на днях, по сообщениям Объединения профсоюзов Грузии, сотрудники компании по добыче угля в Ткибули «Сакнахшири» (Грузуголь) продолжают акцию протеста, требуя выплаты зарплаты. Спустившиеся накануне в шахту около 30 рабочих провели там всю ночь. «Протест продолжается. Компания распространяет разную информацию: сначала говорили, что зарплата будет 27 сентября, потом сказали, что вопрос выяснится в конце месяца. Соответственно, руководство потеряло доверие рабочих.  Шахтеры пока не прибегли к голодовке, их снабжают продуктами местные работники и представители профсоюзов», — заявил представитель Объединения профсоюзов. А что же министерство экономики? Оно еще у нас называется министерством «устойчивого развития». Это ведомство через средства массовой информации призвало компанию своевременно провести переговоры с рабочими и выдать им зарплату. Но навряд ли владельцы внемлют призывам чиновников.

Но вернемся к изменениям в госбюджет. Их не поддерживает не только «Европейская Грузия», но и самая непримиримая парламентская оппозиция в лице лидера фракции «Национальное движение» Р. Гоциридзе. В соцсетях распространилось его заявление о том, что не изменения надо вносить, а надо … заменить нашу национальную валюту лари. На что именно, правда, не указано, но у господина Романа есть богатый опыт в этом отношении. В лихие 90-ые он возглавлял парламентскую комиссию по экономическим реформам. С его именем связывают денежную реформу, когда тогдашний купон был заменен нынешним лари. В результате, как и везде на постсоветском пространстве, единицы стали богаче, а большинство получило дырку от бублика. Теперь, господин Гоциридзе говорит, что «лари мертв» и спасти ее уже ничего не может. Интересно, какую комбинацию на сей раз придумали?

  Валерий Чхартишвили

От Чхартишвили Валерий

Журналист, педагог