Разрушительное Спитакское землетрясение, произошедшее 7 декабря 1988 года, почти за минуту унесло жизни более 25 тысяч человек. 520 тысяч человек остались без крова. Многие дома были разрушены до основания. А те, что выстояли, оказались непригодными для жизни. Землетрясение почти полностью разрушило город Спитак, пострадали также Ленинакан (сейчас Гюмри), Кировакан (сейчас Ванадзор), а еще множество сел… Именно эта трагедия подтолкнула руководство СССР впервые со времен Второй мировой войны открыть границы для международной помощи.

Большое горе случилось ровно 32 года назад. Это боль, которая навсегда останется в сердцах не только армян, но и тех, кто пришел на помощь и увидел масштаб бедствия… Это была общая беда, сплотившая многие народы. Вокруг Армении и рядом были тогда только истинные друзья…

«Здравствуйте, вот здесь мы и живем, проходите», – приглашает в свой дом житель Гюмри Мурат Есимсеитов. Мужчина говорит на русском языке с армянским акцентом. Признается, что армянский язык сейчас знает лучше казахского и русского. «Что сделаешь? Среда языковая играет роль. Я ведь за 30 лет только один раз выезжал из Армении», – рассказывает Мурат Есимсеитов. Уроженец Целинограда оказался в Ленинакане в далеком 1989 году. Приехал, говорит, по зову родины и, наверное, по зову сердца. Правда, отправляясь в далекий край, за тысячи километров от родного дома, он и не думал, как эта командировка изменит его жизнь. «В 1988 году было землетрясение, в декабре, а мы приехали в марте 1989 года. Видать, судьба так решила, чтоб я здесь остался. Остался и женился здесь. У меня супруга армянка, имею четверых детей – два сына, две дочери. Все Есимсеитовы. Сейчас у нас большая семья и даже внуки мои здесь».  

Эта история – готовый сценарий к фильму о непредсказуемых поворотах человеческих судеб. Мурат Есимсеитов приехал в Ленинакан из Целинограда в составе спасательного отряда и обрел здесь второй дом, семью… К слову, живет он сейчас в стенах, которые когда-то сам и возводил…

Из города Казахской ССР восстанавливать разрушенный стихией Гюмри отправились сразу несколько бригад. «Трудились эти ребята на славу, слаженно и оперативно», – с теплотой в голосе вспоминает главный архитектор Гюмри Генрик Гаспарян. Он видел трагедию и ее последствия своими глазами и тоже участвовал в восстановлении родного города. И поэтому помнит любопытные детали, которые сейчас многих удивляют. Например, то, что после землетрясения в Гюмри выросли кварталы юрт. Это была помощь Казахской ССР оставшимся без крова людям. Монтировали временные жилища тоже специалисты из Казахстана. Сотни юрт из Казахстана стали временным пристанищем для пострадавших. Ведь город был стерт почти полностью, выстояли только редкие малоэтажные строения. А возведенные в максимально возможные кратчайшие сроки монолитные дома спасли больше тысячи человек от скитаний и миграции, вернув им веру в благополучную жизнь.

«Когда казахские строители приехали сюда, они здесь поставили юрты. И рабочие жили в этих юртах, и семьи, которые остались после землетрясения без крова», – рассказывает Генрик Гаспарян, который помнит даже точные локации этих необычных для этой местности жилищ.

К слову, район Гюмри, который возводили казахстанцы, называется Ани. Казахстанские строители заново отстроили квартал с 18 многоквартирными домами. Говорят, что гюмрийские дома построены по алматинским проектам. Их особенность – балконы в виде арок и не только…

«Казахские строители приехали нам помочь со своей рабочей силой, техникой, проектами. Все материалы, начиная от песка до цемента и до облицовочного материала привезли из Казахстана. Почти все дома снаружи украшены мангистауским ракушечником. Всю работу выполнили очень хорошо, на совесть. Очень хорошие здания были построены, все это сейсмостойкие здания и только улучшенные планировки здесь», – говорит главный архитектор города.

В квартале, с нуля отсроенном казахстанцами, крышу над головой получили более тысячи человек. Конечно, не все нынешние владельцы квартир – первоначальные хозяева квадратных метров в этих домах, но тем не менее абсолютно все знают, чьими руками это все возводилось. Один из жителей этого района, Хачатур Мсрян, говорит: Отличное, качество отличное, все нас устраивает, мы благодарны казахскому народу, что они трудились и построили этот дом».

Рядом – дома авторства московских, мурманских и челябинских архитекторов. Историю их возведения жители города тоже помнят до мелочей.

Мурат Есимсеитов, видевший последствия трагедии своими глазами, говорит: «То, что пережили армяне, это очень страшное горе, не дай Бог такому повториться. Я здесь теперь навсегда, я теперь тоже гюмриец. И боль Гюмри и моя тоже. Большой привет всему Казахстану и казахстанскому народу. Я рад, что два наши государства близки и дружат».

От Дели Лаура

Журналист, корреспондент Пресс-клуба в Армении