В Армении продолжается конфликт действующей власти с председателем Конституционного суда Грайром Товмасяном. Не сумев добиться лишения полномочий Товмасяна с помощью голосования в самом Конституционном суде, власти начали уголовное дело по факту узурпации должности председателя КС. В  рамках этого дела накануне обвинения были предъявлены бывшему спикеру парламента Ара Баблояну.

История вопроса

Конституционный суд Армении 14 октября отклонил обращение парламента о прекращении полномочий Грайра Товмасяна. Спустя несколько дней, на основании заявления независимого депутата Армана Бабаджаняна Специальная следственная служба (ССС) возбудила  уголовное дело об узурпации власти в процессе назначения Товмасяна на должность председателя Конституционного суда. «Депутат НС РА Арман Бабаджанян представил генеральному прокурору Армении сообщение в связи с очевидным преступлением, совершенным группой должностных лиц по узурпации государственной власти. По материалам, подготовленным в Специальной следственной службе РА на основании сообщения, принято решение о возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 300 Уголовного кодекса РА (узурпация власти)», – говорилось в сообщении ведомства.

Согласно ССС, официальное прошение об отставке бывшего председателя Конституционного суда Армении Гагика Арутюняна поступило в парламент 5 марта 2018 года, но было датировано  1 марта. Считается, что это было сделано дабы избежать предусмотренного новой конституцией шестилетнего срока пребывания на посту нового председателя Конституционного суда и обеспечить Грайру Товмасяну пребывание на должности до истечения 70-летнего возраста, как это было предусмотрено старой Конституцией.

В рамках этого дела был арестован бывший заместитель руководителя аппарата НС Арсен Бабаян. ССС обвинила его в пособничестве узурпации власти и совершении служебного подлога. В свою очередь, адвокат Бабаяна Лусине Саакян заявила журналистам, что подлога не было, а само уголовное дело носит политический характер. «В рамках уголовного дела было обосновано, что подлога не было, есть многочисленные доказательства, и общественности это также известно, потому что лица, которые дают показания, также делают публичные заявления», – заявила адвокат.

Помимо этого, дочери и отец Товмасяна были  вызваны в Службу национальной безопасности (СНБ) Армении, где их допросили о происхождении зарегистрированного на их имя имущества. Обвинение против Баблояна

Экс-спикер Национального собрания Ара Баблоян проходил по этому делу в качестве подозреваемого, а уже в понедельник ему были выдвинуты официальные обвинения. “Обвинения предъявлены по части первой ст. 300 (УК РА) и части первой ст. 314 (УК РА)– узурпация власти и служебный подлог. В качестве меры пресечения избрана подпискe о невыезде”, – сообщила пресс-секретарь Специальной следственной службы Марина Оганджанян.

Сам Баблоян выйдя из здания ССС заявил журналистам, что считает выдвинутые против себя обвинения незаконными. “Все мои действия были в рамках Конституции и законов. Никаких предварительных договоренностей не было. Все было так, как всегда работает Национальное Собрание», – сказал он.  Баблоян, который является известным детским хирургом, также отметил, что больше не занимается политикой и вернулся к своей медицинской работе. «Я останусь в этой стране, я никуда из страны не уеду. Я буду до конца бороться, чтобы доказать, что невиновен и никаких незаконных действий не совершал», – подчеркнул он.

В свою очередь, адвокат Баблояна Арам Вардеванян отказался отвечать насколько обвинение против экс-спикера политически мотивировано, так как это, по его словам, выходит за рамки правового поля. «А насчет правового я могу сказать, что обвинение считаю необоснованным, обвинение должно соответствовать строгим стандартам, которые, я считаю, что вообще не соответствуют.  Я хочу  четко зафиксировать то, что вопрос функциональной неприкосновенности  спикера парламента вообще не был рассмотрен. Функциональная неприкосновенность действует и во время исполнения обязанностей спикера парламента, и после. И, в целом, я считаю, что обвинение, статья, по которой обвинение представлено,  не имеет соответствующего обоснования”, – заявил он Пресс-клубу «Содружество».  

При этом за несколько дней до предъявления официального обвинения Баблоян заявил журналистам: «Меня можно обвинить в одном – в содействии приходу Никола Пашиняна к власти. В этом точно можно обвинить. Если решат это расследовать, я готов это подтвердить».

В ответ на это ССС распространила выдержку из допроса Баблояна. Согласно ему, в ответ на вопрос следователя экс-спикер ответил: «Честно говоря, я имел в виду то, что нынешний премьер-министр Никол Пашинян также был назначен премьером с поста депутата и заявление об отказе от депутатского мандата не представлял. Если предположить, что в случае Грайра Товмасяна я допустил нарушение по той части, что он не представил заявление об отказе от депутатского мандата, но зарегистрировал досрочное сложение им депутатских полномочий, то аналогичное нарушение предположительно позволил и в случае Никола Пашиняна. Однако проконсультировавшись со своим адвокатом, я понял, что в подобных условиях, после назначения на государственную должность, полномочия депутата, согласно изменениям от 2015 г в статье 95 Конституции, прекращаются силой права. Добавить к этой части интервью мне нечего».

Экспертный взгляд

Политолог исследовательского института «Политэкономия»  Матевосян Бениамин считает, что  предъявление обвинения бывшему председателю Национального Собрания Армении Ара Баблояну, а также содержание под стражей бывшего заместителя руководителя аппарата Парламента Арсена Бабаяна следует рассматривать в контексте давления оказываемого на председателя Конституционного Суда Грайра Товмасяна с целью добиться его отставки. «Власти пытаются, так сказать, по цепочке пройти и доказать, что Грайр Товмасян был незаконно избран главой КС, и пытаются доказать это посредствoм возбуждения уголовных дел против лиц которые в рамках своих полномочий участвовали в процессе избрания Товмасяна. Окончательная цель всего это процесса – добиться отставки Товмасяна и «приватизировать» Конституционный суд.

Может возникнуть вопрос о том, почему же Пашинян борется с главой Конституционного Суда? Если коротко сформулировать, то главная причина в том, что глава КС Грайр Товмасян руководствуется не распоряжениями премьера Пашиняна, а Конституцией, законами Армении, а также собственными убеждениями. Ход политизированного и откровенно сфабрикованного против второго президента Армении Роберта Кочаряна дела – яркое тому подтверждение. КС не принял решения выгодного премьеру и сразу после этого давление оказываемое на главу Суда Товмасяна и членов его семьи увеличилось.

Мотивов Пашиняна по «приватизации» КС и всей судебной системы в целом несколько. Если бы стояла задача борьбы с кадрами предыдущей власти, как это утверждают некоторые представители власти, то генпрокурор Артур Давтян, к примеру, не должен был оставаться генпрокурором. Пашинян борется с Товмасяном не потому, что последний является представителем прежней власти, а поскольку тот принципиально не хочет стать приспешником власти действующей и держит себя независимо.

Вопрос, следовательно, – в неповиновении Товмасяна. В неподчинении незаконным или откровенно политизированным распоряжениям главы власти исполнительной. Пашиняну нужна государственная система с полностью управляемыми институтами входящими в неё, в то время как КС всегда может, исходя из законности, сказать премьеру «нет», и все те, кто искренне говорит о демократии и правах человека, пусть даже ненавидя Товмасяна, должны встать на его сторону, а вернее – на сторону идеи недопущения формирования в Армении единоличной системы власти. Встать на сторону идеи о необходимости существования системы сдержек и противовесов»,- заявил он Пресс-клубу «Содружество».

P.SВо вторник Следственный комитет Армении выступил с заявлением , что получены новые данные о злоупотреблении Грайром Товмасяном должностными полномочиями в бытность министром юстиции.

Сам Товмасян в интервью газете «168 жам» прокомментировал возможность его ареста: «Арестовать меня или начать против меня уголовное преследование могут только с согласия Конституционного суда несмотря на то, что в Конституции 2015 года это было изменено и установлена исключительно функциональная неприкосновенность… Если будет политическое решение, Конституционный суд должен оставаться в своей роли и принимать правовое решение, и любое правовое решение для меня приемлемо».

Айк Халатян 

От Халатян Айк

Политический обозреватель