Новая программа нового правительства Грузии, которое (вместе с правительственной программой) грузинский парламент утвердит 24 декабря, носит достаточно амбициозное название «Для строительства европейского государства». И одним из положений этой программы, на котором делают основной акцент как ее составители, так и грузинские законодатели, является амбициозное намерение Грузии в 2024 году сделать заявку на полноценное членство в Евросоюзе.

Запись в объемном документе встречается дважды: в предисловии под названием «Взгляд» и в подразделе «Внешняя политика».

«На пути европейской и евроатлантической интеграции Грузии компоненту полноценной интеграции с Евросоюзом придается особое значение. С этой целью страна еще больше активизирует отдельные направления интеграции, которые приведены в дорожной карте интеграции с Евросоюзом», – подчеркивается в проекте правительственной программы.

Далее перечисляются шаги, которые Грузии предстоит предпринимать на протяжении следующих 4 лет, в том числе: эффективное выполнение соглашения об ассоциации, продолжение работы по интеграции в единую европейскую базу, сотрудничество с ЕС в сфере безопасности и обороны, углубление секторальной интеграции, сотрудничество со специализированными агентствами Евросоюза, выявление и эффективное осуществление новых возможностей в рамках программы Восточного партнерства, усиление координации между странами «так называемого трио ассоциации» – Грузией, Украиной и Молдавией. А также дальнейшее упрочение транзитной функции Грузии в направлении ЕС.

«Все указанные действия, так же как и поиски новых возможностей для интеграции служат главной амбициозной цели – подготовке к 2024 году официальной заявки на членство в Евросоюзе и обеспечение дальнейшего вступления в союз», – говорится в проекте правительственной программы, рассчитанной на период 2021-2024 годов.

Об амбициозном плане следующего правительства Грузии говорил и кандидат на пост министра иностранных дел Давид Залкалиани на объединенном заседании парламентских комитетов по внешним отношениям, по интеграции с Европой и по вопросам диаспоры и Кавказа 21 декабря. Комитеты слушали кандидатов в министры и их взгляды и планы в рамках новой правительственной программы.

«Название нашей программы «Для строительства европейского государства» прямо указывает на то, куда идет наша страна. Наша главная цель – сделать в 2024 году заявку на вступление в Евросоюз. Это крайне важная амбициозная задача, которую ни одна структура в одиночку выполнить не сможет. И несмотря на то, что передовая линия фронта в этом деле проходит по министерству иностранных дел, мы не сможем достичь успеха без активного участия парламента и всех министерств и ведомств, которые несут ответственность за выполнение соглашения об ассоциации», – подчеркнул Давид Залкалиани.

В дни, когда парламент Грузии слушал кандидатов в министры и обсуждал новую программу будущего правительства, в Грузии проходила традиционная конференция послов, правда, на этот раз, из-за пандемии, в онлайн-формате. И вопрос активизации отношений с ЕС и подготовки к подаче в 2024 году заявки на вступление в Евросоюз обсуждался и на этой встрече.

«Нашей приоритетной задачей будет подготовка к подаче в 2024 году заявки на членство в Евросоюзе», – заявил на конференции послов Грузии председатель парламента Арчил Талаквадзе.

По его словам, этой цели можно достичь активным вовлечением в процесс парламентской дипломатии, упрочением международных отношений, максимальной вовлеченностью в этот процесс граждан, сотрудничеством с партнерами и «содействием формированию международных политических решений, которые сделают возможным вступление Грузии в Евросоюз».

Произведет ли амбициозная задача «Грузинской мечты» резонанс на международной арене и будет ли способствовать реальному продвижению Грузии к заявленной цели, сегодня предсказать сложно. Грузинские аналитики предполагают, что обращение, зафиксированное в новой правительственной программе, может так и остаться обращением. При этом отмечают, что на данном этапе никаких признаков готовности Евросоюза к дальнейшему расширению не видно.

«Мне кажется, что правящая партия внесла это положение в новую правительственную программу как подтверждение своих европейских и евроатлантических устремлений. В Евросоюзе хотя и заявляют о том, что не готовы к расширению, раньше было много разговоров о том, что Грузия должна быть проактивной в этом направлении и должна доказывать свои европейские и евроатлантические устремления. Эта программа, я думаю, рассчитана на то, чтобы довести до соответствующих структур Евросоюза эту готовность Грузии и сделать данный вопрос предметом обсуждения», – заявил в беседе с корреспондентом Пресс-клуба «Содружество» грузинский эксперт Заал Анджапаридзе.

Он сомневается, что этот вопрос получит в Евросоюзе реальное продвижение, поясняя, что в ЕС скептически относятся к Восточному партнерству и менять формат сотрудничества с его членами не намерены.

«Евросоюз, я думаю, в ближайшие 10 лет расширения не планирует. В том числе, не собирается принимать в свои ряды членов Восточного партнерства. Наоборот, в ЕС скептически настроены по отношению к Восточному партнерству и хотят видеть его страны в прежнем режиме сотрудничества «more for more». То есть, чем больше сделают страны Восточного партнерства в рамках соглашения об ассоциации, тем больше получат поддержки от ЕС», – отметил З. Анджапаридзе.

Еще одной причиной своего скептического отношения к реализации «амбициозной задачи» правительства Грузии аналитик называет тот факт, что ни в одном заключительном документе ЕС, касающемся Восточного партнерства, не записано, что страны этого объединения – Грузия, Украина и Молдавия – имеют европейскую перспективу.

«Только в том случае, если в документах Восточного партнерства появится такая запись, можно будет говорить о том, что Евросоюз готов к расширению в данном направлении и приему в свои ряды новых членов», – пояснил Заал Анджапаридзе.

«Амбициозная» задача будущего правительства Грузии стала своего рода «защитным механизмом» для «Грузинской мечты», которая после парламентских выборов на фоне протеста всех прошедших в законодательный орган оппозиционных партий оказалась в достаточно неопределенном положении. Оппозиция благодаря объявленному ею бойкоту парламентской деятельности трактует создавшуюся ситуацию как политический кризис, из которого видит единственный выход – досрочные выборы. Причем настроена решительно и готова на все, вплоть до революции, о чем уже открыто говорят лидеры партии экс-президента Михаила Саакашвили «Национальное движение». В случае, если «Грузинская мечта» внеочередные выборы добровольно не назначит, революционное движение грозятся начать уже весной, с потеплением…

Учрежденной олигархом Бидзиной Иванишвили «Грузинской мечте» свою прозападность и приверженность европейскому курсу приходилось упорно и усердно доказывать с первых дней политической деятельности и в течение всех 8 лет пребывания у власти. Вплоть до того, что запись об интеграции в европейские и евроатлантические структуры внесла в новую, утвержденную в марте 2018 года редакцию Конституции страны, в статью 78-ую главы «Переходные положения». Оппозиция же, тон и настрой в которой создает все то же «Национальное движение», все эти годы продолжала искать и доказывать обратное. А целью партии Иванишвили объявляла и объявляет возвращение Грузии на орбиту России.

В ситуации, когда в стенах законодательного органа Грузии собираются только депутаты от «Грузинской мечты», грузинская оппозиция и ее западные «болельщики» (а их немало среди депутатов Европарламента и американских законодателей) говорят о недопустимости «однопартийного парламента и правления» и о склонении «Грузинской мечты» к «российской модели». А следовательно, и об отклонении от заявленного Грузией еще на заре своей национальной независимости прозападного курса.

Интересно, что оппоненты «Грузинской мечты» никакого внимания на «амбициозную задачу» нового правительства Грузии не обратили. Отказавшись от депутатских мандатов, они продолжают настаивать на внеочередных выборах при условии, что их проведет новая, укомплектованная «доверенными» представителями НПО избирательная администрация. При этом от продолжения начатого при посредничестве послов США и ЕС диалога с «Грузинской мечтой» не отказываются и выражают готовность к пятому раунду переговоров, на котором надеются достичь желанного для себя компромисса.

Дата очередного раунда диалога между «Грузинской мечтой» и оппозицией пока не известна. Парламент же тем временем в «однопартийном составе» обсудил и одобрил на комитетских слушаниях весь состав будущего правительства, а 24 декабря собирается утвердить кабинет министров и новую правительственную программу на внеочередном пленарном заседании.

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии