Сказать, что 2020 год был непростым – означает не сказать почти ничего. Год оказался, безусловно, крайне сложным в целом для планеты и мировой экономики в частности. Мировой экономический кризис, всплеск пандемии и не менее шумный информационно-психологический фон вокруг нее, резкий спад цен на энергоносители, проблемы галопирующей, начинающейся казаться перманентной безработицы, которая превратилась в серьезную головную боль для национальных правительств по всему миру, не могли не повлиять на экономические процессы в Азербайджане. И хотя в первые месяцы уходящего года, по данным официальной статистки, в стране наблюдался даже незначительный экономический рост, то уже во втором квартале стало очевидным, что рецессии не избежать, а к концу года, по экспертным подсчетам, падение Валового Внутреннего Продукта (ВВП) страны составит не менее 4 процентов. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на очевидные негативные последствия «пандемийного» кризиса для экономики Азербайджана, они пока не столь масштабны, как в большинстве других стран.
Это в значительной степени связано со структурой отечественной экономики и в частности со структурой Государственного бюджета страны, спецификой формирования в стране национального дохода, ситуацией с платежным балансом страны, природным потенциалом государства. Так, в бюджете страны на 2020 год 56 процентов доходов предусматривалось обеспечить за счет поступлений от нефтяного сектора, где в свою очередь решающую роль играют трансферты из Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР-SOFAZ), созданного в стране в целях аккумулирования значительного количества средств, поступающих в страну от экспорта энергоносителей. Учитывая, что все последние годы бюджет SOFAZ исполнялся с существенным профицитом, конечно же, особых проблем в краткосрочном плане от пусть и от резкого падения цен на нефть республиканский бюджет испытать не может, хотя в долгосрочном – проблемы от падения цен на нефть неизбежны.
Что касается формирования национального дохода, то надо отметить, что резкий спад деловой активности не сильно повлиял на его динамику вследствие того, что природные ресурсы страны примерно на 80 процентов экспортируются в форме сырья, тем самым обеспечивая значительную часть формирующегося национального дохода, а экспорт сырья, как известно, не требует особого поддержания деловой активности.
Что же касается состояния Платежного Баланса страны, то резкое падение цен на нефть, доля которой в национальном экспорте составляет около 90 процентов, в определенной степени компенсировалось карантином и снижением деловой активности, в основном связанной с импортом.
Вместе с тем, даже несмотря на хроническую для Азербайджана и в целом региона проблему «бегства капитала», внушительное положительное сальдо Платежного Баланса страны, имевшее место долгие годы, значительный объем золотовалютных резервов страны, а также извлечение уроков из печального опыта двух девальваций 2015 года способствовало тому, что Центральному Банку удалось сохранить курс национальной валюты в текущем году на стабильном уровне, несмотря на определенный ажиотаж, наблюдавшейся на валютном рынке весной.
Тем не менее, думаю, решающую роль в этом процессе сыграла позиция Президента страны И.Алиева, который однозначно выступил за необходимость сохранения стабильным курса национальной валюты, после чего Центральный Банк принял соответствующие регулятивные меры по предотвращению валютных спекуляций. В целом поддержание стабильности курса национальной валюты, на мой взгляд, несомненно, должно быть записано в актив руководства страны, особенно имея в виду значительную импортозависимость Азербайджана. Кроме того, необходимо указать, что в уходящем году был принят своего рода «антикризисный пакет» мер, предусматривающий введение налоговых льгот для поддержки особо пострадавших от карантинных ограничений сфер бизнеса, социальные мероприятия, включающие осуществление в частности ежемесячных выплат той части населения, которая осталась без работы на период карантина, а также выплат работникам сферы здравоохранения, задействованным в процессе борьбы с пандемией. Эти меры также в определенной степени позволили смягчить негативное давление и в социальном, и в экономическом плане.
И конечно, говоря об экономике Азербайджана в контексте событий уходящего года, нельзя не отметить то, что в этом году, в ходе 44-х дневной войны, Азербайджан освободил от оккупации значительную часть своих территорий, чему существенным образом   способствовал экономический потенциал страны. В результате после успешной военной операции Вооруженных Сил Азербайджана был положен конец почти 30-летней кровопролитной войне в Карабахе и вокруг него.
Думаю, следует отметить в этой связи крайне эффективную миротворческую миссию Российской Федерации и ее Президента В.Путина, что в значительной степени позволило всерьез заговорить о формировании в регионе качественно новой обстановки, при которой Кавказ, благодаря формированию и укреплению атмосферы конструктивного сотрудничества, взаимопонимания и региональной экономической интеграции, может превратиться в регион стабильности, устойчивого и опережающего развития.

От Мамедов Эльшад

Доктор экономических наук, Профессор